У выпускников гимназии № 11, в простонародье – английской школы, где на уроках страноведения изучают все достопримечательности Лондона, бывает два вида отношения к этому городу – его или обожают и мечтают туда поехать (если конечно не бывали во время учебы, с классом) или совсем не хотят (такая зубрежка, имхо, вызывает довольно стойкое отвращение).
До этого года я относилась ко второй группе. Меня удивляло, что хотя прошло больше 15 лет, если меня разбудить ночью, я и сейчас скажу сколько ступенек ведет наверх к Big Ben и чью музыку часы играют каждые 15 минут, в каком году была основана Tower of London, и какие из Лондонских зданий построил Sir Christopher Wren. Но поехать туда не хотелось – то есть Англия не просто была не в приоритете интересующих меня стран, она бы и в двадцатку не попала.
Но в этом году, в силу того что туда переехала одна из двух любимейших мной девушек на этой планете, я почти две недели провела в Лондоне. И в очередной раз убедилась, что все разочарования – от несовпадения ожиданий. У меня их не было, и город … был просто прекрасен. Невероятно повезло с погодой – дождь был всего 2 раза и то пару часов, так что переехавшие туда друзья шутили «даже жаль, вы же, блин, теперь будете думать, что у нас тут всегда так!», всяческие красоты, прогулки, виды города сверху и снизу, спектакль в шекспировском Globe, выступление N. Kennedi в Royal Albert Hall…
Одно из самых интересных мероприятий – прогулка по East London – королевству граффити и вообще всего уличного искусства.
Влючайте свое счастье и welcome под кат — читать или просто смотреть то, что я увидела в районе знаменитой Brick Lane
(трафик- много фото!)


Лондонский East End – район, сложившийся во многом в ходе трех волн иммиграций:
Французской – приезжие открывали свои пошивочные цехи и мастерские, и довольно быстро заработав какие-то деньги переезжали поцентрее в город, или ассимилировали, в общем от этой волны мало что осталось – разве что названия улиц


еврейской – в районе East end до 1939 г. проживала большая еврейская диаспора – было несколько синагог, фабрики и огромное количество булочных. После второй мировой от всего этого великолепия осталась только один Bagel shop, который до сих пор, по мнению многих, производит лучшие бублики в столице


и наконец бангладешской: сегодня иммигранты из этой страны (а вовсе не Индии, как думают многие) – основная народность этого квартала. Отсюда и то, что на одной только улочке (забыла название) — самое большое количество индийских и бангладешских ресторанов на кв.м. и на длину улицы, и стенды азиатской и африканской кухни прямо на дороге, где варится в огромных котлах all-you-can-eat-in-one-box довольно приличного качества за 5 фунтов, и названия этих самых улочек почти везде написаны на двух языках


Сегодня этот когда-то беднейший квартал Лондона выглядит весьма по-разному
Есть места, сохранившие здания француско-еврейского периода

есть интересные постройки и веселые архитектурно-скульптурные решения:

но по большей части улицы выглядят так:



Этот район интересен в первую очередь потому, что именно здесь сконцентроровано практически все уличное искусство Лондона.
Еще до поездки я очень хотела увидеть в реальной жизни работы Бэнкси. Поэтому alternative london tour стало для меня находкой и must do. По результату – очень рекомендую, приятный гид, не грузит, рассказывает живо и довольно интересно, и что особенно понравилось – показывает не 2-3 красочные стены, а действительно много разных работ совершенно разных художников. Бэнкси, как такового видела только одну работу, кстати.
А граффити в East end повсюду: на стенах домов, временных построек, зданий и урн. Многие нарисованы одна по другой, и каждую неделю появляются свежие.


В целом, рисование на стенах в Англии запрещено. Повсюду CCTV, в общем подсудное это дело. Забавно: если раньше традиционный образ «графитчика»: серая толстовка с капюшоном на глаза, темные очки неприметные джинсы ночью что-то тихо рисует. Сейчас, когда такой облик очень настораживает (особенно ввиду последних событий) самые догадливые выходят в 6 утра, надевают оранжевый или зеленый жилет городских служб и становятся совершенно неинтересными для окружающих Маскировка ничего не напоминает?

Отношение к граффити в East End двоякое: власти всячески хотят причесать город (особенно ввиду предстоящей олимпиады) и замазывают все рисунки отвратительной серой краской. Но справедливости надо сказать, что в East End живут люди, которые любят свой район таким, как он есть. И многие хозяева зданий официально разрешают рисовать граффити, и выступают за сохранение того, что есть.
В общем, проблема налицо: часть трущоб надо сносить и это будет сделано. Но часть «замазок» — только уродуют здания, не говоря уже о том, что некоторые работы действительно очень достойные. Ниже фото разных работ нескольких художников и разной тематики.

Политической и соц-экономической:
в облачке злободневный текст о бюджетных расходах —


узнаваемые лица политиков —


Эта художница долгое время провела в Африке, где работала с детьми.
(на этом фото кстати запечатлен гид alternative london tours)




Malarky — недавно вернулся из Барселоны (влияние очень даже чувствуется в работах) и за 4 месяца сделал более 20 крупных граффити (!).



(на последнем фото хорошо видно какой отвратительной серой краской закрасили власти предыдущие граффити на этом доме)

Другой художник одержим мусорками и мультяшными мальчиками



Впрочем у мусорок полно и других узнаваемых персонажей


Этот художник рисует в очень интересной манере: такими вот простыми фигурками удивительно точно передают человеческие эмоции, опять же затрагивая зачастую социально значимые темы. На этой работе прохожий увидел спящего бездомного – удивление, жалость, испуг…?


Alice – рисует поверх других работ, или сорванных плакатов. Ее рисунки – как узоры на стекле – очень недолговечны, но такие душевные


(птичка, кстати, как часто бывает дорисована позже и другим автором)

Еще один художник рисует животных и птиц с удивительной проработкой деталей
Понятно, что для работы высотой в 5-ти этажный дом однозначно получалось разрешение.




(на последней работе кстати дорисована морковка – это работа другой художницы — Роу – ее разноцветные веселые овощи встречаются на разных улочках east end. А еще здесь есть узнаваемый мальчик с прошлых фото)

Автор вот этой масштабной работы поверх своих картин делает толстые полосы цвета – выражая таким образом свободу уличного искусства

Здесь еще очень интересна «напольная» живопись – веселая коллекция знаков против засилья автомобилей в городе


По улицам частенько встречаются такие вот приклеенные газеты с объявлениями, на которых авторы рисуют веселых чудиков краской. Идея проста: если нам засирают голову рекламным спамом, мы можем забивать мозг такими вот монстрами


Есть и просто красивые работы с улыбающими надписями


С чувством юмора вообще все в порядке:
На Ebor street одному художнику заплатили за то, чтобы он сделал граффити на всю улицу. Он не придумал ничего лучше, чем написать в черно-белом исполнении слово ANTI 3 раза вдоль всей стены.

Ясен перец, что на другой стене вскоре появилась противоположная надпись


Очень интересно, как граффитчики обыгрывают сами здания, где рисуют
Здесь был театр

На здании аптеки


здесь идут строительные работы


думается, что тут просто должна быть парикмахерская
(прически вырезаны и приклеены к стене)


Безумно понравились вот такие вот маленькие фигурки, отбрасывающие нарисованные тени — по самому низу домов



Очень интересно разнообразие используемых техник. My absolute favourites:

бувально поинтилизм


«пластырный» Леннон


Это не граффити. Потрет сделан как скульптура или вернее барельеф- путем скалывания части материала.


Совсем объемные вещи:
клевый диван (вообще то это скорее реклама магазина, но пройти мимо совершенно невозможно)


такие штуки из пластика и краски один художник намертво приклеивает на стенах домов («стрекозы» этого же художника есть над потретом эфиопского мальчика, в верхней части поста)



(обратите внимание на инопланетяшку из кафельной плитки наверху)

И скульптурная композиция, не иначе как «пришельцы против машин». Машина с крылатым шаром была сделана к выставке, но решили оставить насовсем. Розовый монстрик появился позже. А пиксельный пришелец из кафельной плитки — самый крупный из себе подобных — был сделан совсем уже потом, и другим художником, и кстати уже без разрешения. Вот как люди плитку класть умеют — ночью, под светом фонаря, мигом и крепко, а мы все к равшанам с джамшутами обращаемся


И наконец – для самых терпеливых вот он – Banksy. Смотрится довольно скромно на фоне остальных.
Скелетика, который был «за рулем» уже свистнули, а розово-лиловый автомобиль теперь покрыт стеклом. Как и ник самого известного и одновременно самого таинственного уличного художника


Спасибо за прочтение.