Компания Михаила Прохорова «Ё-авто», реализующая проект экологичного «народного автомобиля», ищет новых владельцев. Исходя из запрашиваемой суммы инвестиций, может продаваться контрольный пакет акций. Возможный выход бизнесмена и бывшего лидера партии «Правое дело» из громкого проекта означает окончательную утрату интереса к политике, считают политологи.


«Компания «Ё-авто» ищет финансирование. Предполагаемый объем инвестиций составляет 115 млн евро», — рассказал «Газете.Ru» источник в одной из инвестиционных компаний со ссылкой на материалы, предоставленные потенциальным покупателям. Источник утверждает, что речь идет о мезонинном финансировании — предоставлении кредита с одновременным приобретением опциона на покупку акций заемщика в будущем по определенной цене, возможно, при наступлении определенных условий.

«Компания рассчитывает на кредит, но речь также идет и о продаже доли», — знает инвестконсультант, знакомый с офертой «Ё-авто». Размер выставленного на продажу пакета он не назвал, уточнив, что общая сумма инвестиций компании составляет около 200 млн евро, собственный капитал — 50 млн евро. Предложение поучаствовать в проекте поступило на прошлой неделе, уточняет источник в инвестиционном сообществе.

В компании подтвердили факт поиска инвестора. «Мы ищем со-инвестора. На данном этапе речь идет о привлечении внешних средств» — передал «Газете.Ru» слова Михаила Прохорова его помощник, добавив, что «сейчас речи о продаже доли Прохорова не идет». «Любая компания на любом этапе ищет финансирование — это нормальная ситуация», — добавляет управляющая делами «Ё-авто» Наталья Сулимская. От комментариев по поводу суммы и выставленной на продажу доли она воздержалась.

Исходя из запрашиваемой суммы инвестиций, может продаваться контрольный пакет акций. Сейчас 51% проекта принадлежит группе ОНЭКСИМ, которая управляет активами предпринимателя Михаила Прохорова. 49% — у холдинга «Яровит».

«Поиск внешнего финансирования ведется — это нормальная практика. Но она инициирована внешними банками-инвесторами. Это показывает, что в проект верят, он интересен», — сказал «Газете.Ru» представитель ОНЭКСИМа Андрей Беляк, отказавшись назвать обсуждающиеся суммы.

На вопрос, не собирается ли Прохоров выходить из проекта, представитель инвестфонда не ответил. Связаться с представителями холдинга «Яровит» в среду вечером не удалось.

Группа ОНЭКСИМ и холдинг «Яровит» объявили о запуске проекта создания экологичного городского автомобиля «Ё-мобиль» в январе 2010 года. Оценочная стоимость вложений обеих компаний в проект до запуска серийного производства составляла около 150 млн евро. Отличительная особенность автомобиля — экологичность. Презентация опытных образцов автомобиля состоялась в Москве середине декабря 2010 года. Тогда для показа были выставлены пятидверный микровэн, купе-кроссовер и грузовой фургон.

На них были установлены поршневые двигатели немецкой Weber, некоторые услуги по инжинирингу выполняла австрийско-канадская Magna. Двигатель «Ё-мобиля» приводит в действие генератор, энергия запасается суперконденсаторами, а в движение автомобиль приводится электромотором, установленным на оси. В качестве топлива применяется сжиженный либо сжатый природный газ, а также бензин Аи-92. Тогда сообщалось, что в перспективе планируется использовать в автомобилях роторно-лопастные двигатели, работающие на природном газе, но разработчики не исключали установку и традиционных двигателей. Основным топливом при этом также должен быть газ.

По предзаказу на сайте www.yo-auto.ru, минимальная стоимость автомобиля составляет 360 тыс. рублей, максимальная — 490 тыс. рублей.

Начальная мощность завода по производству «Ё-мобилей» под Санкт-Петербургом, который должен быть построен к 2012 году, может составить 45 тысяч машин в год. Первые автомобили, как ожидается, будут выпущены во второй половине следующего года. Планируется создание и гоночной версии машины. Автопроект Прохорова позиционируется в нише «народный автомобиль». Концепция получила поддержку премьер-министра Владимира Путина.

1 апреля Путин после заседания правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям отправился на заседании Совета безопасности в Горки именно на «Ё-мобиле». Летом 2011 года Прохоров принял участие в создании партии «Правое дело». Политический проект оказался для предпринимателя неудачным. 15 сентября он покинул пост лидера партии, обвинив сотрудников администрации президента в давлении, и, в частности, призвал к отставке Владислава Суркова, заместителя руководителя администрации Кремля.

Вскоре после раскола в «Правом деле» аналитики инвестбанков и политологи выразили опасения о возможных последствиях для бизнеса Прохорова. Предприниматель вышел из президентской комиссии по модернизации. «Нам не хотелось бы, например, чтобы скандал с «Правым делом» как-то повлиял на частоту налоговых проверок в отношении компаний Михаила Прохорова», — предупреждал в онлайн-интервью «Газете.Ru» глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

«Поскольку мы имеем определенную историю в этой области, то не хотелось бы, чтобы эта история повторялась. Даже если через полгода придут, все равно может быт связь какая-то. Тут ведь главное, условно говоря, не допустить крайних форм», — замечал руководитель РСПП.

Политолог Дмитрий Орешкин называет «Ё-мобиль» «пиар-проектом». «Я слышал, что по «Ё-мобилю» были трудности со строительством дороги к заводу, — говорит политолог. — Заранее общественность готовили к тому, что с «Ё-мобилем» что-то не складывается». Если Прохоров выходит из проекта, значит, он просто хочет заниматься бизнесом и не хочет «выяснять, кто в политике кукловод», резюмировал Орешкин.

Политические амбиции у Прохорова существуют, он не будет выходить из других проектов, возражает Николай Петров из Центра Карнеги. «Он будет выходить из тех, где его легко загубить. Прохоров — законсервированный, но реальный политический лидер. Блеснуть на политической арене он может после того, как осядет пыль», — заметил он.

Аналитики согласны, что проекту требуются дополнительные ресурсы. «Разработка достаточно инновационна с точки зрения технического оснащения, но не очень распространена в мире, — отмечает аналитик «Открытия» Игорь Краевский. — Для его продвижения требуются финансовые и технологические ресурсы». По его словам, привлечение стратегических инвесторов «теоретически возможно, но для этого необходимо понять, как они оценивают перспективы концепции «Ё».