Я никогда особо не планировал свои отпуска.Все они были абсолютно спонтанными, но тем не менее не бестолковыми.Не люблю когда все известно заранее.Не люблю когда знаешь, что ждет тебя впереди.Какой будет отель и пляж.Палатка или хостел.Какие места посетишь и что нового увидишь…

Предложение поехать в горы, вместо Черногорского побережья засело в голове в первый же момент.Нет.Черногорию я тоже не планировал.Это был лишь запасной вариант.Основного варианта не было в принципе.Я только знал, что он будет необычным, но каким точно, даже и не предпологал еще…
Первое предложение я увидел на велосамаре.ру.Валера Cтуденников (despair) отписался по этой теме. (Привет ему через Chips  )Но с ребятами поехать в июне не смог из-за графика отпусков.Пришлось перекинуть поездку на вторую половину августа.
Начиная с середины марта «перекопал» весь интернет в поиске туров на Кавказ.А точнее на Эльбрус.
Предложений сотни.Достойных мало.Достойных в плане надежности и вопросе цены.Можно поехать за 40-60т.р.За эти деньги тебя буду практически нести на руках, готовить будет почти личный повар.Спать ты будешь в теплом и сухом домике.Аклиматизация займет минимум времени.За что ты потом и поплатишься.Там.Наверху.Поэтому сразу отмел вариант легкого подъема.Даже если бы он был бесплатным.
В итоге выбрал более дешевый, но более сложный варинат.Подъем на восточную вершину с северной стороны.Высота 5621 метр.Более «дикий» вариант в отличие от «попсового» подъема с юга на высоту 5642 метра. Когда нет подъемника.Нет ратрака.Нет теплых приютов.Нет мобильной связи и интернета.Нет ничего, кроме рюкзака за спиной и надежды впереди…
В июне покупаю билеты до Кисловодска. 18-го августа отъезд из Самары. Уже 20-го сбор всей группы на вокзале и отъезд к первому базовому лагерю.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Прямо на пероне меня встречает наш гид Сергей.Идем к остальным ребятам нашей группы.Знакомимся.Две девушки из Иркутска, две из Москвы, парень из Миасса, второй гид из Днепропетровска.Женского пола больше.Неожиданно

Едем в ближайший магазин закупаться продуктами на 9 дней для всех:

Далее на заранее арендованной «буханке» едем как и говорил к первому лагерю.Выезжаем из Кисловодска.Примерно через час погода начинает портиться.Моросит дождь.Через 15-20 минут он просто начинает лить беспрерывно так, что видимость становиться не больше 30-40 метров.Дворники не справляются.

Останавливаемся на перевале.Сбегать в туалет:

Двигаемся дальше.Въезжаем в Кабардино-Балкарскую республику (КБР) и дальше по ней.Ехали в итоге 3-3,5 часа до места первой стоянки.Последний час ехали по серпантину…
Ребята, забудьте те серпантины.что вы видели в Абхазии, вблизи Сочи и подобное!
(если меня спросите, что самое запоминающееся было в этой поездке, скажу сразу-не переходы, и не подъем на Эльбрус! Дорога ДО и дорога ПОСЛЕ! Как водитель с большим безаварийным стажем скажу, что это было действительно страшно!!!)

Приезжаем на место благополучно.Правда один раз пришлось всем выходить и толкать УАЗик.Застрял на размокшей земле, не дотянул немного до «зеленки».
Выгружаемся.Начинается снова дождь.Время примерно 20:00 по МСК.

Ставим быстро палатки.Разбираем рюкзаки:

Я почти уже промок.Ветровка не спасла.Не успел достать из рюкзака штормовку.Сергей, наш гид начинает греть воду для быстрого ужина на горелке.Пытаюсь хоть как-то согреться.Дождь практически ледяной и неприятный.Ботинки тоже промокли.Не успел пропиткой брызнуть
Но все это сглаживает пркрасный вид вокруг нашего первого лагеря.Скажу сразу, что после города это просто шикарно, хотя и затянуто облаками, туманом и дождем:

Остановились возле этой реки на небольшой поляне.Выше по течению реки еще один лагерь.
Спустился после ужина помыть посуду Вода ледяная.Руку можно держать в ней не больше 10 секунд.Потом немеет. Поднимаюсь в лагерь… Делаю примерно 10 -15 шагов и понимаю, что дыхание стало чаще практически в 2 раза.Глотаю воздух.Не хватает.Дышу чаще.Все…!!! «Горняшка» началась.А высота всего-то чуть больше 2 км. Через минут 20 становится проще.Но дышать все-так же непривычно тяжело.Смирясь с этим ложимся спать.Подъем в 7.00

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Просыпаюсь от холода, хотя и в «термухе».Не успел вечером достать зимнюю куртку.Пытаюсь выйти из палатки.В глаза бъет солнце и чистое небо.Палатка покрыта льдом.Очень холодно.Говорили, что погода в горах меняться может каждый час или даже полчаса, но не думал, что это так резко будет.
Наш первый лагерь:

Вид потрясающий.От тумана открылись все горы вокргу нас.Но это только начало...:

Спускаюсь к реке умыться.Одышка так и не пропала.Подняться наверх, в лагерь всего на 20 метров дается с трудом.
Быстрый завтрак.Собираем рюкзаки, платки и вперед.Первый переход.По пути встречаем двух ребят из Финляндии: Юра и Хендрикс.Они идут с нами на Эльбрус.
Угощают нас безумно сладким арбузом (хотя это был мой первый арбуз в этом году

Впереди 3-х часовой подъем через перевал.Обещали, что будет жетско и в первый день справятся не все… Так и случилось.Одна девочка из Москвы не смогла дальше идти с нами.Горная болезнь накрыла уже где-то на 2500-2600м. Пришлось Юрке (второй наш гид) спускать ее вниз.Оставляем им запас продуктов на пару дней и палатку.Потом они вернуться в Кисловодск.Юра через сутки нас догонит с другой стоороны.Слишком быстро догонит.За что и поплатиться на вершине…

Идем дальше… Я почти «облегчен» ) (к своему весу мне добавили килограммы тушенки и прочих продуктов):

Один раз переходим через горный ручей.Здесь заправляемся водой.Пью ее много.Очень много.Практически литр в час.Сказывается высота.

Солнце начинает припекать.Жарко.Очень жарко.Очень сложно идти.Подъемы в 45-50 градусов.Плюс за спиной примерно 23 кг. Но вариантов других нет.Как говорится: «Иди или умри!»

Второй привал:

Примерно к 6 вечера поднимаемся на 3450 метров.Погода отличная, но кислорода все меньше и меньше… Легкий перекус и дальше…
Через час примерно погода начинает портиться.Облаков все больше и больше.
Температура падает.По пути встречаются проплешины снега… Так я себе и представлял август

Примерно еще через полтора часа выходим на высоту 3700м.Затем спуск в долину на ночевку во втором лагере…
Даааа!!! Лето немного не такое, как в городе
Ставим лагерь:

В первый день все жутко устали.Ничего не хочется делать.Есть тоже не хочется.Через силу заталкиваю в себя ужин. (Отсутствие аппетита-это тоже один из атрибутов высоты).
Пару снимков перед сном.Погода ухудшается…

Ночь была ужасная.Холодно.Ветер рвал палатку как только мог.Пару раз пригибал к земле.Спали втроем.Когда холодно ты не обращаешь внимание кто лежит рядом.Просто хочется прижаться к чему-то теплому.Здесь нет какого-то стыда или подобного.В такие моменты просто хочется выжить.Спать в -20 на снегу и камнях — это сложно.Кому-то сложно морально.Хотя сон отсутсвует в принципе.Хочется просто дождаться утра… хочется просто теплого Солнца! Хочется домой.Здесь главное не сломаться…

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Если бы мне сказали, что это будут одни из самых сложных дней в моей жизни — я бы подумал навереное и отказался идти дальше… но я не мог не идти дальше.Я приехал чтобы подняться.
Нам предстояло 10 часов пути! Через перевалы, по «сыпухе» вниз, через ледники и ледянные реки, вверх по «зеленке» и снова по снегу, по жаре и снова по снегу, через туман и дождь…

Идем через ледник.Практически уже «язык» его.Сергей решает не идти по нему.Пойдем низом. (чуть позже решение будет иное).
Показывает Хенрику примерный маршрут:

Нас ждут реки и ледник… Пора одевать «кошки»…

Некоторые из нас, в том числе и я хотим «свой маршрут».Спорили и решали как лучше долго…

Глупо наверное в данных обстоятельствах свой характер показывать, но поздно:

В итоге несколько человек решают идти по леднику верхом.Мы втроем рискуем перепрыгнуть речку (очень рисково и опасно, но получается), Юра с Хенриком рискнули вброд!

Все прошли успешно! Двое вброд-замерзли, зато помыли ноги, трое через ледник, мы, остальные рискнули по камням.Никто не упал, не разбился, не споткнулся.Хотя рисковал каждый.
Еще полчаса пути и привал на обед

Пара фото, пока есть время (нам идти еще примерно 4 часа).
Это то, ради чего мы приехали Все:

Жутко болит спина.Рюкзак дает о себе знать. Третий день пути.За спиной 20 кг. Одышка не проходит, но вроде адаптируется организм.
Снова в путь…
Через пару метров случайно поднял вверх голову и у видел гало! Впервые в жизни! Подбегаю к Хендрику показываю и кричу ему «Sun effect!!! Крутабл
Он как ребенок вытаскивает фотик и с восторгом начинает «щелкать» все небо))) (потом благодарил, что показал ему

Идем дальше…

Еще одна остановка.Дышать еще сложнее…

Снова идем вверх.Опять туман.Опять река:

Примерено через час очередного серпанитина мы оказываемся на месте.Честно говорю — последний час я шел на полном пределе.Да не я один.Все.Все шли из последних сил… И все это скрывали… Все шли молча…

Практически как и планировалось, примерно через 10-11 часов мы дошли но очередного лагеря.Планировали до «немецкого аэродрома» и там встать, но сил действительно не было на это уже ни у кого.Даже на фото.Быстрый ужин из порошкового картофельного пюре с сухарями, чай и спать.Не остается сил даже помыть посуду.Хотя ручей в 20 метрах.Нафиг… Спать…

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
7:00.
Утро.Не такое холодное как сутки назад.Быстро кидаю все сырое просушиться на солнце, пока оно на нашей стороне.Иду к ручью умыться и набрать воды в термос.Впереди примерно 4 часа пути до Севрного приюта. На противоположной стороне реки стадо коров пришло на завтрак… Наш завтрак греется в 9-ти метрах от меня

Сегодня не такой спешный подъем и завтрак был.Сергей сказал, что самое сложное позади. (Он имел ввиду 10-ти часовой переход.Не подъем на вершину)
Завтракаем, сушимся, фоткаемся, собираемся.Рюкзак стал легче на 2 банки тушенки… Пояснице от этого не очень легко…
Вдруг над нами пролетает вертолет МЧС.Сначала в одну сторону.Через полчаса в другую.Радостно машем ему в ответ… Знали бы мы зачем он там летал… радости поубавилось бы…
Погнали дальше… а дальше просто будет немного фото…
Это то, к чему мы шли:

Через полтора часа после выхода из лагеря доходим до немецкого аэродрома:

Делаем небольшой перерыв с перекусом.Оставляем «лишние» вещи.Точнее прячим их в ущелье.И снова вперед.На 3800 м.
Все!
Доходим до Северного приюта! Примерно 3750м

Быстро ставим лагерь.

Время примерно 18:00.Температура падает.Очень быстро.Зимняя куртка.Шерстяные носки, шапка…
Рядом на горелке готовится ужин… Все снова дико устали… Никакой болтовни особо нет.Правда, все очень устали.Очень.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Он был достаточно простой… Подъем как обычно в 7:00.Завтрак.Сбор и в гору.
Идем на тренировочный выход… Дышать все так же сложно…
Не дошли немного до скал Ленца

Вернулись примерно в 14:00
Сергей сказал надо поспать перед выходом… Все довольные удачным выходом.Спать точно не хотелось…
Но чувствовалось какое-то напряжение перед подъемом.До него оставалось примерно 5 часов… Повезет ли с погодой

ДЕНЬ ШЕСТОЙ....
«дОБРОЕ УтурУО! пОГОДА хОрОншая.11Выходим!!»""
Вот как прочитали, так примерно в голову и воткнуласаь эта фраза после всего лишь 4-часов сна."
Собираемся.Никакого завтрака.Чай уже в термосе. Вперед"

Выходим из лагеря.Кошки цепляем.До скал Ленца.Идем на автомате… Там первый привал…
Я иду просто на автомате… Мозг не проснулся еще… Замерзаю… Солнце вот-вот выглянет, но еще не греет… Пальцы на правой ноге замерзли очень сильно.Максимум расчитываю на час.Говорю об этом Сергею.Меня. носки на -15.Рискую, но они промокли совсем… Через полчаса восходит солнце.Становится теплее.Обгоняем Сергея с девушками.Точнее идем снова на автомате.Высота примерно 5100м. С каждым шагом все сложнее.10 шагов идем, Минуту отдыхаю.5-7 шагов.Минуту отдыхаю. Такую тактику избрал… Не ошибся.
Прошли 5300м. Я, Юра, Хендрикс,… Еще один Юра уше вперед нас примерно на 2 часа… Зря…
Через пару часов мы его встретили… Он еле шел… хорошо, что не один.С нашим соседом по лагерею.." «Горняшка» его хорошо накрыла.Почти не соображал где и куда идет… Этого я больше всего боялся…
До вершины примерно 350 метров… Очень тяжело идти.Учитывая, что впререди ступени… 7-8 шагов- 1 минута отдыха… -7-8 шагов…

До вершины примерно 230 метроа… Юра спрашивает Хендрикса и меня паралельно: «Идем дальше?»
— Юра! Ты издеваешься???? Осталось пара сотен метров! (сам понимаю, что эта пара сотен метров как 2 километра)
Если бы не эта фраза-не дошли бы… Они сдаются! Но потом понимают, что надо идти.«Да! ИДЕМ!»
— Юра, вы как хотите, но я иду до камня (это прямоугольник примерно на 5580м)!!..… Соглашаются… идут впереди меня…
Мозг практически не работает… на автомате и… даааа
Какой-то бешеный азарт за 200 метров........!!!
5621!!!
ВСЕ!!!

Все красиво на фото???!!!
На самом деле нет! Никаких эмоций практически!!! Не хочется никаких красивых фото и видео.Организм просто выдохся! Но там безумно красиво...!
На вершине мы были не больше ..............15 минут…
Еще… я случайно включил в этот момент телефон… и поговорил с родителями и братом! Спустя 10 дней) На такой высоте…
Они не знали куда я уехал в отпуск… и сразу не поверили мне — откуда я им звоню…

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ — ВОСЬМОЙ — ДЕВЯТЫЙ......
Мы отдыхали эти дни… это были резервные дни) Потому что мы взошли… Но об этом позже…
P.S..: вышеприведеннный текст не является каким-либо пособием для восхождения на гору Эльбрус или подобные восхождения на горы свыше 1000 метров…
P.S.S.: любой текст, отрывки текста и фотографии могут быть использованы без разрешения автора
P.S.S.S: позже меня спросили — «Зачем тебе это надо было?» «Ты мог не вернуться оттуда!»
«Я был готов к этому....»"