Вечером 2 мая в Нью-Йорке аукционный дом Sotheby's провел самые успешные торги за всю свою историю, посвященные импрессионизму и модернизму. В этот день было установлено несколько мировых рекордов, а больше всего шуму наделала картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик», получившая в итоге статус самого дорогого произведения искусства из когда-либо проданных на открытом аукционе.


Именно мунковский «Крик» («Skrik», норвеж.), одна из четырех работ одноименного цикла художника, написанного им в 1893-1910 годах, стала топ-лотом аукциона, вызвавшим небывалый ажиотаж как представителей арт-сообщества, так и СМИ. Картина была продана почти за 120 миллионов долларов, что позволило Мунку обойти Пикассо в списке самых дорогостоящих художников на аукционах. Беспрецедентное внимание к картине, подарившей один из самых известных образов искусства XX столетия, названных в Sotheby's «иконой глобальной визуальной культуры», объяснялось несколькими факторами.

Например, тем, что это единственная работа из серии, находившаяся в частных руках. Пастель более полувека провисела в столовой норвежского миллионера Петтера Олсена, чей отец Томас Олсен, друживший с Мунком, коллекционировал работы художника. Три остальные версии — одна, также выполненная пастелью, и две, написанные маслом, — хранятся в двух музеях Осло: в Национальной галерее Норвегии и в Музее Мунка. Таким образом, признанные шедевры принадлежат государству и не участвуют в торгах.
Перед аукционом специалисты Sotheby's избегали давать оценку стоимости «Крика». Некоторыми экспертами называлась сумма в 80 миллионов долларов, однако заранее было понятно, что черта в сто миллионов, скорей всего, будет пройдена. Подобные прецеденты уже были — последний рекорд, принадлежащий картине Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (1932), превысил отметку в 106 миллионов долларов. Главная интрига как раз и заключалась в том, сможет ли Мунк обойти Пикассо, и очень быстро стало понятно, что в списке самых дорогих произведений искусства лидер все же сменится.

Торги, которые вел аукционист Тобиас Майер (Tobias Meyer), продолжались 12 минут и начались с отметки в 40 миллионов долларов. Через две минуты цена выросла до 70 миллионов. На картину претендовали восемь покупателей, но финальная стадия борьбы развернулась между двумя коллекционерами, торговавшимися по телефону — в зале сидели их представители. Традиционно аукционы не называют имена своих клиентов, вот и на этот раз имя нового владельца «Крика», сотворившего историю, осталось неизвестным, однако в числе потенциальных покупателей до торгов в СМИ фигурировали Роман Абрамович, сын Эсте Лаудер Рональд, греческий магнат Филипп Ниархос и королевская семья Катара. В действительности никаких точных указаний на то, кто бы мог купить картину Мунка, нет; среди перечисленных — просто известные коллекционеры, которые уже прославились каким-то рекордами на открытых или закрытых торгах.

Установивший рекорд «Крик» считается особенным благодаря нескольким деталям. За все время существования работы она, не считая последних торгов, выставлялась на публику, по данным The New York Times, лишь дважды — в 1980-х годах в галерее в Вашингтоне и уже непосредственно перед нынешним аукционом. Во-вторых, эта работа является единственной из серии, на раме которой присутствует авторская надпись — несколько поэтических строк о «крике природы», объясняющих появление картины (естественно, подобный автограф влияет на стоимость произведения). Сама деревянная рама также сделана Мунком. Интересно и то, что только на этой картине из серии одна из фигур на заднем плане, стоя у перил, смотрит на пейзаж.

Надпись, оставленная на раме, соответствует строкам из дневника художника, которые датируются 1982 годом, когда родился замысел произведения. Мунк пишет о том, что задумал написать «Крик» во время прогулки с друзьями, когда увидел красный закат. «Садилось солнце, небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Смертельно уставший, я стоял на фоне темной синевы. Фьорд и город пронизали языки пламени». Художник отстал от друзей, продолжавших идти вперед. Его охватил страх, и он услышал «великий крик природы».

По первоначальной идее, картина и должна была называться «Крик природы», однако позднее название сократилось до «Крика», из-за чего некоторые полагают, что изображенное на ней бесполое существо с открытым ртом, закрывающее руками уши, кричит. В действительности фигура словно сжимается в ужасе от дикого шума, который издает именно природа.

На стоимость того или иного произведения искусства влияют несколько факторов — от провенанса арт-объекта до роли художника в истории искусств и роли самой картины. В данном случае показатели по всем критериям оказались настолько «сильными», что картина смогла побить рекорд.

Несмотря на то что Мунк стремительно вошел в пятерку самых дорогих авторов, говорить об абсолютном рекорде нельзя, потому что есть еще результаты закрытых торгов, а там, как известно, лидирует Сезанн. За его «Игроков в карты» щедрая королевской династия Катара заплатила четверть миллиарда долларов.

отсюда