У профессора Рэнди Поша в детстве была мечта. И не одна. Но одна сделала его знаменитым на весь мир: он придумал, как создавать виртуальную реальность. Только не в кино («Газонокосильщик», «Матрица»), а в реальной жизни. В знаменитом Диснейленде, в Министерстве обороны США, в классах Университета КарнегиМеллон, где он преподает компьютерные науки. Причем он придумал эту свою науку так, чтобы и обычные люди, и страшно секретные полковники Пентагона могли создавать реальную нереальность сами — для этого Рэнди Пош создал программу «Алиса» (www.alice.org). Несколько месяцев назад он прочитал в своем университете лекцию, которая называлась «Последняя лекция». Профессору Рэнди Пошу 47 лет, но он болен раком. В сентябре 2007 года врачи дали ему 6 месяцев. Но он живет, хотя метастазы уже веером разошлись по всему телу — и в печень, и недавно, в мае, в легкие. Шансов у Рэнди Поша нет. И он это знает. Врачи говорят, что ему остались, может быть, недели, может быть, дни. А его «Последняя лекция» уже живет отдельной от него жизнью, и она стала мировым бестселлером: в интернете, на сайте You Tube, ее посмотрели миллионы человек.
отсюда
У меня 10 опухолей в печени, доктора говорят, что здоровья мне хватит не более чем на 6 месяцев. Кто решил поплакать или впасть в истерику, тот может сделать все это за дверями, а потом вернуться и пожалеть меня.
О чем мы не говорим сегодня? Мы не говорим о раке, потому что я столько раз говорил об этом. Честно, мне уже неинтересно. Если хотите предложить мне какие-то лекарства, то лучше не подходите ко мне. Дальше… Мы не будем говорить о том, что для меня даже более важно, чем детские мечты, то есть о моей жене и моих детях. Я, конечно, могу, но когда я завожу об этом речь, получается как-то надрывно. И мы не будем говорить о религии и духовности. Хотя я могу вам сказать, что опыт возвращения с того света у меня есть: я однажды уже сыграл в ящик.
Реальность детской мечты
О чем же мы будем говорить сегодня? О детских мечтах и о том, как воплотить их в жизнь. Я родился в 1960-м. Тогда было легко мечтать. Мне было 9 лет, и по телевизору я видел первую посадку человека на Луне. Все казалось возможным. И даже сейчас мы не должны забывать, что вдохновение и способность мечтать — это великие вещи. Итак, самое первое, о чем я мечтал в детстве, — это побывать в невесомости. Это была очень конкретная мечта: я не собирался быть космонавтом. В детстве я носил очки, и мне говорили, что космонавты не носят очки, а я говорил, что не хочу быть космонавтом, я просто хотел парить в невесомости. Я услышал, что для подготовки космонавтов НАСА использует «тошнотную комету» — такие параболические арки, в верхней точке которых вы получаете грубый эквивалент невесомости на 25 секунд. Есть некий конкурс для студентов. Они могли подать свои предложения, и победители получали возможность полетать. Я был преподавателем, мы создали команду, и она победила, и все собирались в полет. Я был в восторге, потому что думал, что полечу с ними. И я столкнулся с первой «кирпичной стенкой». Нам сказали, что преподаватели не летят с командой студентов. Я был в шоке.
Но оказалось, что команда студентов может привезти с собой журналиста из СМИ своего города. И… Рэнди Пош стал журналистом! Я позвонил ребятам из НАСА, сказал, что мне нужен факс, чтобы выслать документы, они спросили какие… И я сказал, что я консультант университетской команды и работаю журналистом... Итак, мечта детства № 1 сбылась. Теперь поговорим о футболе.
Опыт невезения
Моей мечтой было сыграть в национальной футбольной лиге. Мне было 9 лет, и я был самым младшим игроком в лиге, и моим тренером был Джим Грем. Он считал, что первым шагом должно стать овладение тактикой «хитрой игры»1 . И я помню первый день тренировок, когда он пришел одетый по всей форме и дал нам первое задание: тренироваться без мяча! И один из нас сказал: но тут нет мяча. И тренер ответил: «Сколько игроков в команде? 11. А в двух командах? 22. И сколько игроков держат мяч? Один. А что делают остальные? Вот мы с вами и будем представлять, что мы — остальные».
И это правильно. Потому что вся эта история учит нас изучать основы. Пока вы не постигнете азы, ничего не получится. Футбол стал частью моей жизни, и хотя я не попал в НФЛ, я получил что-то гораздо более ценное: я смог понять, как важен опыт, который вы приобретаете, когда то, чего вы очень хотите, не получается.
Мечта № 3 — стать автором Всемирной энциклопедии. Если вы придете в библиотеку и найдете экземпляр Всемирной энциклопедии, то откройте букву «В» и найдите статью «Виртуальная реальность» — я ее автор. Кстати, хочу вам сказать как автор статьи, что Википедия — очень хороший ресурс, поверьте, я же знаю критерии отбора. Следующая мечта — встретиться с капитаном Кирком2 . Наша лаборатория (в Университете Карнеги-Меллон. — The New Times) сделала виртуальный образ кабины пилота из Star Treck. Получилось очень здорово.
Инженерия образов
Все вы видели эти огромные игрушки, которые можно выиграть в парке развлечений. У меня их целая куча. У меня была мечта — стать инженером образов в «Диснее»3 . Очень сложная мечта, даже сложнее, чем пребывание в невесомости.
Когда мне было 8 лет, мы поехали в Диснейленд, и я понял, что это самое лучшее место в мире. Я начал учиться, получил степень доктора наук и отправил свое резюме в Disney Imageneering, а от них получил самое милое письмо, которым меня отправляли ко всем чертям.
«Кирпичные стенки» останавливают тех, кто хочет недостаточно сильно, но не останавливают всех остальных. В 1991-м мы развивали в университете программу, которая называлась виртуальная реальность, за $5 в день.
В то время это был огромный шаг, потому что необходимы были миллионы долларов, чтобы создать виртуальную реальность, а то, что мы предлагали, это было просто, чудесно и дешево. Через пару лет Disney Imageneering заинтересовалась виртуальной реальностью — ну там летающий ковер и все такое. И я смог вклиниться в этот проект. И вот как.
В это время я готовил доклад о возможностях виртуальности для министра обороны. Я позвонил им (в компанию «Дисней») и сказал, что мне нужно подготовить отчет для министра обороны и хотелось бы взглянуть на их информацию и т.д. И они уже не могли просто избавиться от меня. Ура!! Я сделал это. И меня соединили с Джоном Снодди4 . Потом я шесть месяцев работал над проектом, и это был первый проект компании (CMU Entertainment Technology Center. — The New Times).
А потом я работал над проектом (диснеевского фильма) «Аладдин», и это было невероятно. Это мой племянник (Рэнди Пош показывает слайд), он сидит на… мотоцикле, все его движения фиксируются и переносятся на изображение ковра-самолета. Экран, на который все переносится, это очень умная вещь, вы надеваете шлем и датчики, и программа создает образ.
Бойся своих желаний
…Мне говорили, что у меня завышенные ожидания, но я вспоминаю момент из фильма «Чарли и шоколадная фабрика», когда Вилли Вонка5 говорит мальчику, что он знает историю, когда такой же мальчик получил все-все-все, что он хотел. Когда ребенок спросил: «А что случилось потом?», Вилли Вонка ответил: «И он жил потом долго и счастливо…»
Подводя итог всей моей работе с проектом «Аладдин», могу сказать, что такой случай выпадает один раз на пять карьер. Я стал частью этого проекта, я узнал много нового, увидел, как актеры и инженеры работают вместе, и это было невероятно. Я тоже немного изменил мир. Через шесть месяцев они (компания «Дисней») пришли ко мне и сказали, что берут меня на работу.
И я сказал: «Нет». Первый раз в жизни удивил моего отца, который спросил: «Что ты сделал?» Он сказал, что я мечтал об этом с детства, делал для этого все, а теперь отказался… Но я помнил высказывание, что надо бояться своих желаний — они иногда сбываются. Хотя я делал еще много проектов, например, участвовал в «Пиратах Карибского моря».
Исполнять мечты других
Я много думал: как я могу исполнить детские мечты других? Как же хорошо, что я стал профессором! У меня был студент Томми Бренет. Однажды, в 1993 году, он подошел ко мне и сказал, что у него есть детская мечта. Я спросил, какая? Он сказал, что хотел бы поработать над следующим эпизодом «Звездных войн». И я сказал Томми, что новых эпизодов не предвидится. А он ответил: «Нет, вы ошибаетесь». Мы с Томми проработали вместе много лет. Но у него была цель. И он добился ее: он работал над всеми тремя новыми эпизодами «Звездных войн»6
Я стал думать над тем, как помочь людям исполнить их детские мечты. И я создал в Карнеги-Меллон спецкурс, который назвал «Как строить виртуальные миры».
Когда мы впервые открыли этот курс, мы столкнулись со столькими неожиданностями, вы даже не представляете! Потому что мы занимались 3D-графикой, и компьютеры были очень слабыми, я не знал, как набрать людей. Очень скоро я получил списки заинтересованных учеников с пяти факультетов. Когда меня спросили, какие темы делать, я ответил, что не знаю. Делайте все, что хотите, за исключением двух вещей — насилие с применением огнестрельного оружия и порнография. А знаете, 19-летние мальчишки совсем теряются, когда запрещаешь эти два пункта! Короче, у меня на занятиях стали происходить странные вещи: я знал, что в моей группе 50 человек, но приходил и находил там 95! Это происходило в те дни, когда они показывали проекты, приходили друзья, знакомые и родители. На мои занятия до этого никогда не приходили родители!!! Это льстило, но и пугало. Это было как снежный ком… Мы хотели поделиться этим, мы хотели устроить шоу. Люди приходили и стояли даже в проходах, там была такая энергия... Помню, как декан сидел на приставном стульчике возле сцены.
Мы старались вовлечь в нашу виртуальную реальность и аудиторию, мы давали им светящиеся палочки, они водили машину. Эта же технология использовалась в фильме «Человек-паук-3», своими движениями люди контролировали происходящее на экране, это здорово. Я не буду нагружать вас деталями, но учить было тяжело. Если вы делаете что-либо в первый раз, то это очень сложно, вы многое делаете и ошибаетесь, но при этом в конце дня вы будете вознаграждены. Дон Маринели (профессор Университета Карнеги-Меллон) и я создали абсолютно новый проект: мы создали грандиозную пустоту — Центр технологических развлечений.
Мы создали этот проект, где собрали художников и технических специалистов, которые работали в маленьких командах и за два года получали степень магистра. Мы с Доном были родственные души, так как нам обоим нравилось делать вещи по-новому, и мы чувствовали себя стесненными академическими правилами. Как-то меня спросили… (Это ужасная шутка, но я все равно ее скажу. Я знаю, что Дон простит меня…) Так вот меня спросили, попаду ли я после смерти в рай или в ад. И я сказал, что ничего не знаю о рае, но в аду я провел шесть лет. Работать с ним в одном кабинете было — все равно что работать с торнадо. В нем было столько энергии, я никогда не знал, какую штуку он еще выкинет, но я знал, что произойдет чтото невероятное.
Ключ к успеху Центра — свобода, отсутствие контроля, право ломать устои, расписание, и — веселье. И это было здорово. Мы создали новое направление в образовании, которое называется edutainment (education — образование, entertainment — развлечение). Еще мы разработали программу вместе с Пожарным управлением Нью-Йорка — первый виртуальный симулятор действий при химическом отравлении поезда или при атаке террористов. А потом представительства нашего Центра стали открываться в Сингапуре, Корее, Австралии…
В стране 3D-чудес
Несмотря на то что мы вышли на мировую сцену, все же мне хотелось, чтобы это (создание виртуальной реальности) стало доступно многим, чтобы десятки миллионов людей смогли привнести туда и свои мечты. И это в некотором роде превращает меня в Безумного Шляпника… Так появился проект «Alice» — это новый способ обучать программированию: дети делают ролики и играют, а на самом деле обучаются программированию. Программу скачали более одного миллиона раз, она вошла в восемь учебников, используется в 10% колледжей США. «Alice» — это мое профессиональное завещание. Я рад тому, что теперь дети могут учиться сложным вещам играючи. В 2008-м выйдет новая версия программы, которая будет обучать языку Java. Героями этой версии будут персонажи самой продаваемой игры всех времен The Sims7 .
Советы уходящего
Никогда не теряйте детскую веру в чудеса. Это очень важно, это двигает нас вперед. Помогайте другим. Профессор МакХейли любит говорить: «Занятно делать невозможное». Когда мы работали вместе, она спросила меня: «Что вы умеете делать?» — а я ответил: «Ну как же, я уже десять лет профессор по компьютерным наукам». И она сказала: «Это очень мило, профессор, но я спросила совсем о другом, я спросила, что вы умеете делать?»
И еще: очень важно сделать так, чтобы люди хотели вам помогать. Надо говорить правду и быть честным, нужно извиняться, если вы неправы, обращайте внимание на других, а не зацикливайтесь на себе. Помните, «кирпичные стенки» показывают вам ваше предназначение, они отделяют вас от людей, которые недостаточно сильно хотят исполнить свою мечту.
Запомните: не черпайте до конца, главное золото находится на поверхности бочки с дерьмом.
Оглядывайтесь назад и прислушивайтесь к своему опыту, вы можете рисовать графики, а может, рядом с вами есть человек, который говорит вам именно то, что вам необходимо услышать. Такие люди редкость, но когда у вас есть возможность прислушаться, сделайте это.
Показывайте свою благодарность. Как-то я отвез свою команду на неделю в Диснейленд. Один из профессоров спросил меня, зачем я это делаю, и я ответил, что эти люди дали мне лучшую работу на свете. Как я могу НЕ делать этого?
Не жалуйтесь, а больше работайте. Меня часто спрашивали, в чем секрет моего успеха. Я отвечал: «Позвоните мне на работу в пятницу, часов в 10 вечера, и я вам отвечу». Найдите в каждом хорошее, ждите этого столько, сколько нужно. Иногда придется ждать годы. В мире нет стопроцентных злодеев, хорошее есть в каждом, просто придется ждать. И будьте готовы: удача — это когда готовность встречается с возможностью.
И последнее. Все, что я говорил, я говорил не для вас, а для своих детей…
Комментарии / по дате
0
мишк,а ты качал эту программу???? она типа симс? или я чото не понял?
написало
kadettt
•
16 лет назад
0
Alice is an innovative 3D programming environment that makes it easy to create an animation for telling a story, playing an interactive game, or a video to share on the web. Alice is a freely available teaching tool designed to be a student's first exposure to object-oriented programming. It allows students to learn fundamental programming concepts in the context of creating animated movies and simple video games. In Alice, 3-D objects (e.g., people, animals, and vehicles) populate a virtual world and students create a program to animate the objects.
In Alice's interactive interface, students drag and drop graphic tiles to create a program, where the instructions correspond to standard statements in a production oriented programming language, such as Java, C++, and C#. Alice allows students to immediately see how their animation programs run, enabling them to easily understand the relationship between the programming statements and the behavior of objects in their animation. By manipulating the objects in their virtual world, students gain experience with all the programming constructs typically taught in an introductory programming course.
In Alice's interactive interface, students drag and drop graphic tiles to create a program, where the instructions correspond to standard statements in a production oriented programming language, such as Java, C++, and C#. Alice allows students to immediately see how their animation programs run, enabling them to easily understand the relationship between the programming statements and the behavior of objects in their animation. By manipulating the objects in their virtual world, students gain experience with all the programming constructs typically taught in an introductory programming course.
0
(эстецке ковыряясь в носе) чо?
0
Люди! Не болейте! это грустно
профессор- молодец, респекты!
профессор- молодец, респекты!
Добавить комментарий
Нужно зарегистрироваться или войти,
чтобы отправлять комментарии