Раз в двенадцать лет миллионы людей собираются в Аллахабаде, священном городе на северо-востоке Индии, чтобы отпраздновать победу богов над темными силами и смыть в прохладных водах Ганга накопившиеся грехи. В январе 2001 года к Аллахабаду устремился невиданный человеческий поток.

(под катом многа букафф и один косяк. косяк на сайте,поэтому исправлять не буду)

Кумбх мела, или "Праздник горшка", уходит корнями в индуистскую мифологию. Согласно легенде, боги сразились с демонами за обладание "кумбх" — горшком, содержащим эликсир бессмертия. Во время битвы, длившейся 12 дней (что соответствует двенадцати человеческим годам), четыре капли волшебной жидкости выплеснулись из сосуда. Там, где они упали на землю, возникли священные города: Аллахабад, Харидвар, Уджайн и Насик. Б районе Аллахабада известны даже географические координаты точки падения легендарной капли — 25°28' с. ш. 81°52' в. д. По некоторым данным, к Сангаму — месту слияния Ганга и Ямуны, массовые паломничества совершали уже в IV тысячелетии нашей эры. Первое неоспоримое письменное свидетельство о Кумбх мела относится к 643 г. н. э.: составленное неким китайским путешественником описание праздника в Аллахабаде (тогда город назывался Праяг).

Кумбх мела издавна служил поводом для выяснения отношений между соперничающими направлениями и школами индуизма. Вплоть до конца XIX столетия принципиальный для многочисленных индуистских течений вопрос: кому первому войти в воду, решался в потасовках между представителями сект "нага" — садху-аскетов, выступавших в роли "ударной силы". Баталии, доходившие до кровопролития, удалось остановить лишь вооруженным вмешательством британской колониальной администрации, а в наши дни ситуацию контролируют силы безопасности Индии. Сегодня "состязания" происходят в форме рафинированных религиозных диспутов, иногда переходящих в словесные перепалки.

Целые деревни — мужчины и женщины, дети и старики — стоически переносят изнурительное многодневное путешествие. Из всех концов страны люди идут в Аллахбад с единственной целью — искупаться в месте слияния священных рек индуизма: Ганга, Ямуны и Сарасвати — третьей, невидимой реки, которая, согласно индуистской мифологии, сливается здесь в единый поток с двумя реально существующими.

Первый в нынешнем тысячелетии "праздник горшка" собрал не менее 30 миллионов паломников. На берегах Ганга, насколько хватало глаз, вырос настоящий город из бамбуковых жердей, мешковины, картона и брезента. Он состоял из сотен отдельных лагерей, в том числе множества временных поселений различных сект садху — индийских святых. Берега реки соединили 15 понтонных мостов, были проложены десятки километров дорог, пробурено огромное количество скважин для снабжения паломников питьевой водой.

Тысячи полицейских в форме и "штатском", пешком и на джипах пытались поддерживать маломальский порядок в толпе. Чтобы избежать давки, через громкоговорители круглосуточно объяснялись меры предосторожности и сообщались сведения о потерявшихся (тем не менее, ежедневно множество людей пропадали бесследно!). В день "мауни амавасья" — "безмолвного погружения" (это не столько омовение, сколько медитация и поминовение предков) — миллионы верующих устремились к берегам священной реки. Еще затемно паломники начали подготовку к древнему ритуалу. В шесть часов утра "нага" покинули свой лагерь: индуисты считают аскетов наиболее приближенными к Богу, и "нага" первыми должны войти в Ганг для совершения "шахи снан" — "царского омовения". Никто не имеет права сопровождать их на пути к реке и тем более присутствовать при купании.

В полдень многолюдная процессия под предводительством садху медленно направилась к реке. Паломники присоединялись к тем святым, которых почитали более всего. Толпа воздевала руки и распевала: "Рам бхагван ки джай!" ("Да здравствует бог Рама!"). После того как "нага" вернулись к своим шатрам, к омовению могли приступать простые смертные. Согласно традиции, реке следует предложить цветы, и, прежде чем трижды окунуться, люди опускали на воду несколько розовых бутонов. На берегу разворачивался захватывающий спектакль: женщины раскладывали свои одежды для просушки на влажном песке или, держа сари за края, сушили их на ветру По мере того, как тысячи паломников выходили из воды, на песке образовывалась многокилометровая разноцветная "гирлянда" из сохнущей одежды.

Кумбх мела — праздник религиозный, но за последние десятилетия он стал приобретать черты грандиозного коммерческого мероприятия. Логотипы транснациональных корпораций мелькали на вывесках бесчисленных лавчонок в гигантском таборе паломников. В отличие от хаджа (паломничества в Мекку к исламской святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда), считающегося у мусульман подвигом благочестия и запрещенного для "неверных", Кумбх мела открыт для всех желающих. Требуется только соблюдать установленные правила поведения и не оскорблять верующих на-I зойливым любопытством. Не удивитель-но, что это эффектное действо привлекает тысячи иностранцев (последний Кумбх мела активно рекламировали как правительство штата Уттар Прадеш, так и частные туристические агентства).

Другое знамение времени — проникновение новых технологий в религиозные массы. Информационные центры были установлены так, чтобы наблюдать за ритуалом могли верующие в 150 странах. И, наконец, нередко можно было лицезреть садху, раздающего свои наставления по мобильному телефону.

...Кумбх мела близится к завершению. Со столбов спускают флаги различных братств садху. Толпа бросается к ним в надежде оторвать лоскут ткани, который, как считается, обеспечит защиту богов. Последнее благословение получено, и теперь паломников ожидает нелегкий путь домой. Многие из них будут годами отказывать себе в самом необходимом или влезать в долги на всю жизнь, чтобы через двенадцать лет снова попытаться получить

Спиздил вот отсюда http://travel.search.ua/articles/649.html