Ректору СГАУ,
члену–корреспонденту РАН,
профессору Сойферу В.А.

копии:
проректору по учебной работе
члену–корреспонденту РАН,
профессору Гречникову Ф.В.

проректору по
учебно–воспитательной работе
профессору Резниченко Г.А.

Служебная записка

Как зам. декана, ответственный на факультете за содержание подготовки, считаю необходимым довести до Вашего сведения события и обстоятельства, связанные с преподаванием курса “Религии мира” и свое мнение о сложившейся в связи с этим ситуации.

23 марта 2008 г. на Интернет–сайте bash.org.ru — популярном ресурсе российского Интернета, где собираются и обсуждаются забавные случаи разного характера, появилась цитата с лекции, прошедшей на одном из двух потоков по предмету “Религии мира” (номер сообщения 395739) у студентов 6–го факультета СГАУ. Лекцию проводила вместо лектора, как написал разместивший цитату, «старушка из деканата». Цитата выглядела следующим образом: “Генетик, который нарушил нравственные запреты, не успеет выполнить свой зловещий план – он будет безжалостно уничтожен вакуумным супермозгом.”
В беседе со студентами было выяснено, что речь идёт о сотрудниках межвузовской кафедры теологии Окорочковой В.М. и Старостиной А.Н. Имели место случаи, когда они проводили занятия по данному предмету, и высказывание про “вакуумный супермозг” действительно имело место на одной из таких лекций.
В связи с этим происшествием, а также в связи с тем, что со стороны вышеупомянутых сотрудников межвузовской кафедры теологии наблюдались различные нарушения учебной дисциплины (так, 3 марта 2008 года было сорвано занятие по иностранному языку в 612 группе по причине того, что сотрудники кафедры теологии без согласования с кем бы–то не было, забрали студентов группы на экскурсию по “святым местам г.Самары”; эти же лица выдавали студентам справки для освобождения от занятий для участия в таких экскурсиях, чем превысили свои полномочия), деканом факультета №6 Коломийцем Э.И. 31 марта была подана служебная записка проректору по учебно–воспитательной работе Резниченко Г.А. с просьбой разобраться в ситуации и принять соответствующие меры.

Несмотря на это, 5 апреля лекция про “вакуумный супермозг” была прочитана студентам и второго потока курса “Религии мира” 6–го факультета СГАУ. При этом среди студентов были распространены печатные материалы на эту тему, а именно, текст статьи из газеты “Тверь православная” за 1995 г. (если судить по надписи на полях), под названием “Речь, творящая жизнь”. Статья построена вокруг интервью с неким П.П.Гаряевым, “старшим научным сотрудником отдела теоретических проблем” (копия статьи прилагается), где он, в частности, произносит почти в точности такую цитату про “супермозг”. Очевидно, что эти лекции были проведены согласно рабочей программе курса “Религии мира”, а именно, по теме семинарского занятия “ДНК+СЛОВО=КЛЕТКА”, являющейся также подзаголовком данной статьи.

Так как чтение этих и последующих лекций Окорочковой В.М. и Старостиной А.Н. вызвало резкое неприятие у значительной части студентов, что выразилось, в частности, в массовой подаче заявлений в деканат с просьбами освободить от посещения данного курса (от начала семестра до конца марта было подано всего 9 заявлений, в то время как после начала чтения лекций Окорочковой В.М. и Старостиной А.Н. в течение трёх недель на одном из потоков заявления подали около 80% студентов, а на другом – около 50:, в конце семестра деканатом было проведено добровольное анкетирование студентов об их отношении к данному курсу, в котором приняло участие около трети студентов курса. Результаты опроса подтверждают недовольство студентов как уровнем преподавания, так и содержанием курса (обзор результатов анкетирования и копии некоторых анкет прилагаются, оригиналы доступны в деканате). В результате этого анкетирования, а также бесед со студентами и сотрудниками кафедры теологии, выяснилось, что в течении второй половины семестра Окорочковой В.М. и Старостиной А.Н., а также Несолёнов Г.Ф. фактически читали не курс “Религии мира”, а курс “Современная наука и религия” (рабочие программы обоих курсов прилагаются). Причём делали это вполне согласованно с другими сотрудниками кафедры теологии, так как лекторы, читавшие начальные части курсов (с начала семестра примерно до конца марта) за это время прочитали почти всю программу курса “Религии мира”. Принимая также во внимание, что автором этих рабочих программ является заведующий кафедрой теологии, приходится заключить, что вышеупомянутые сотрудники кафедры теологии следуют политике своей кафедры.

При этом, хочу обратить Ваше внимание на то, что многие прочитанные Окорочковой В.М., Старостиной А.Н. и Несолёновым Г.Ф. темы, относящиеся, согласно рабочим программам, как к курсу “Религии мира”, так и к курсу “Современная наука и религия”, являются либо фрагментами т.н. эзотерического учения (“тонкая материя”, “эгрегоры”, “оболочки ментальности” и т.д.), фактически являющегося сектантским (известный православный публицист А. Кураев, бывший одно время секретарём–референтом патриарха РПЦ, называет эзотерику “сатанизмом для интеллигенции”), либо весьма одиозными лженаучными теориями авторов, имеющих репутацию явных шарлатанов.

Так, на упомянутое выше интервью П.П. Гаряева имеется ссылка в первом номере журнала “В защиту науки” – печатного органа Комиссии по борьбе со лженаукой и научной недобросовестностью РАН ( http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx бюллетень №1, статья А.Л. Локтева “От веры в физику – к физике веры?”, стр. 62, раздел “И просто курьёзы”) – как на пример настолько явного шарлатанства, что его уже можно считать курьёзом. Также П.П. Гаряев является автором и других лженаучных работ (см., например, его статью «Может ли Россия заболеть вирусом Эбола. Ответы волновой генетики», доступную на сайте http://bibliotekar.ru/nnEbola.htm ; указанное выше интервью П.П. Гаряева также доступно в Интернете, например, на сайте т.н. “Ноосферной духовно–экологической ассамблеи мира” http://www.newhumanity.ru в разделе “Научная мысль”).

О так называемой “памяти воды”, которая является одной из тем курса “Современная наука и религия”, и даже вошла в число тем, по которым студентам было предложено писать реферат для сдачи зачёта в конце семестра (список тем рефератов, выданный кафедрой теологии, прилагается), говорится уже в предисловии редакционной коллегии к первому номеру “В защиту науки” (стр. 6), как о лженаучной теории, особенно опасной тем, что в её распространении приняли участие и СМИ.
О “резонансно–полевых взаимодействиях человека с окружающим миром”, являющихся, согласно рабочей программе, темой семинарского занятия по курсу “Современная наука и религия”, есть ссылка в этом же номере журнала “В защиту науки” в статье Е.Б. Александрова “Проблемы экспансии лженауки” (стр. 22), где “когерентные биополя” и “информационное поле кварк–глюонного конденсата” квалифицируются как “откровенно мошенническая лженаука, представляющая собой … одну из новых форм криминального бизнеса”.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, считаю, что:

1). Преподавание курса “Религии мира” и возможное введение курса “Современная наука и религия” в том виде, в каком они существуют сейчас, может нанести существенный ущерб репутации СГАУ как образовательного и научного учреждения в глазах академической научной общественности.

2). Так как часть тем, изложенных в курсе “Религии мира”, является лженаучными теориями, их преподавание наносит ущерб формированию у студентов научной картины мира, а также нормальному отношению к учебному процессу в целом.

3). В том виде, в котором эти курсы находятся сейчас, они не могут выполнять заявленной при их введении цели – духовно–нравственному воспитанию и образованию в сфере религиозной культуры, а наоборот, как указывалось выше, вызывают у значительной части студентов резкое отторжение.
Считаю также необходимым довести до Вашего сведения следующее: зная, что решение о передаче курса “Религии мира” в 2007 году с кафедры философии на кафедру теологии произошло по причине того, что под видом данного курса кафедра философии читала, якобы, научный атеизм, и что эти сведения руководство СГАУ получило от Окорочковой В.М., в некорректном поведении которой по отношению к преподавателям и сотрудникам университета деканат шестого факультета имел возможность убедиться на собственном опыте, я, по собственной инициативе, навёл справки на кафедре философии относительно того, что же на самом деле там происходило. В частной беседе с преподавателями кафедры философии, которые начинали вести данный курс до передачи его на кафедру теологии (Журавлёв С.И. и Кузнецова Е.Р.), выяснилось, что никто из них не читал под видом “Религий мира” научного атеизма. Мне был предоставлен план лекций, которого, по их утверждению, они придерживались при чтении данного курса (план лекций прилагается). Очевидно, что это не научный атеизм, а вполне грамотно составленный курс “Истории религий”, соответствующий по содержанию одноимённому курсу федерального компонента государственного стандарта специальности “Религиоведение”. Данные преподаватели кафедры философии давно работают на 6–ом факультете, и студентами–старшекурсниками, у которых они вели какие–либо курсы, характеризуются с лучшей стороны, как грамотные специалисты, читающие интересные и познавательные лекции. Таким образом, у меня нет причин этим преподавателям не верить. На основании вышеизложенного, считаю, что руководство университета при принятии решения о передаче курса с кафедры философии на кафедру теологии было введено в заблуждение.

Поэтому, я считаю, что, либо преподавание дисциплины “Религии мира” должно быть прекращено, либо этот курс должен быть передан с кафедры теологии на кафедру философии (по крайней мере, для преподавания на 6–ом факультете).

Зам. декана факультета №6,
д.т.н., профессор Привалов А.Ю.
источник