Большинство велосипедистов встретили появление обелиска Cyclisk без энтузиазма. Их усреднённый комментарий «фф-ф-у-у-у-у!» сопровождают очень недобрые напутствия в адрес авторов проекта (фото Mario Parnell).
330-340 двухколёсных велосипедов и один трёхколёсный были сплющены в лепёшку и пошли на стройматериал для скульптуры, которую установили недавно в Штатах. Превращение любимых всеми великов, самого «зелёного» вида транспорта, в столб хлама профинансировала компания Nissan, занимающаяся, как известно, выпуском автомобилей. Обелиск из спрессованных велов ныне красуется аккурат напротив ниссановского здания. Такой выпад легко принять за вызов. Чем же ответят велосипедисты? Башней из раздавленных «Кашкаев»?
В калифорнийском городке Санта-Роза (Santa Rosa) с 2006 года действует оригинальное правило. Инициаторы всех коммерческих проектов стоимостью свыше $500 тысяч должны направлять 1% от суммы на нужды общественного искусства – паблик-арта. Генплан, расписанный до 2020 года, предусматривает «создание вдохновляющих мест для жителей и гостей города».
На сегодняшний день набралось $412 тысяч таких арт-пожертвований. Коммерсанты могут либо самостоятельно выбирать и строить объекты, либо передавать все полномочия городским властям. Схема «1% for Art» работает вполне успешно: шесть инсталляций в процессе изготовления, пять пребывают в полной вдохновляющей готовности.
Построенный в Санта-Розе паблик-арт представляет собой несколько групп относительно небольших объектов. Львиная доля находится в общественных местах, некоторые на частной территории. Кстати, кое-какие работы ещё и продаются (фото City of Santa Rosa, California).
Свой арт-процент японцы выплатили за постройку здания нового дилерского центра Nissan of Santa Rosa стоимостью $3,7 миллиона. Какую именно красоту сделать за эти $37 тысяч на свободном пятачке Санта-Роза-авеню, решала специальная комиссия. Как водится, объявили конкурс.
В тройку фаворитов вошли бюро Thinking Lightly, размотавшее вдоль дороги гигантскую спираль, скульптор Джадсон Смит (Judson Smith), предложивший огромный глобус, и Марк Грив (Mark D. Grieve) с Иланой Спектор (Ilana Spector), которые явились с идеей обелиска. Тот в проектной документации выглядел как обычная серая колонна, однако ж соперничающие спираль с глобусом поборол.
Каменный вид обелиска на стадии концепта никак не объясняется, но, похоже, слова «bicycle» и «obelisk» соединились в проекте Грива и Спектор с самого начала. Да, авторы полагают, что у обелиска – «египетский стиль».
Thinking Lightly – это семейное предприятие супругов Майкла Хайдена и Кристины Лукас. Их конкурсный проект назывался Auger, то есть «Сверло».
Мистер Смит над наименованием глобуса мудрствовать не стал и подписал его World Globe (фото Mark D. Grieve, Michael Hayden & Kristina Lucas, Judson King Smith).
«Велобелиск» (Cyclisk) вознёсся примерно на 20 метров (не выше Александрийского столпа), а весит 4,5 тонны. Скромных ниссановских денег на такую громаду ни за что не хватило бы, но многое удалось провернуть бесплатно.
Так, старые велосипеды для строительства Грив и Спектор собирали где придётся, как макулатуру, в рамках некоммерческих программ. И пока одни люди безвозмездно расставались со своими великами, другие жертвовали своё время для работы над проектом. От гонораров отказались и Марк с Иланой, и архитектор Дэниел Стренинг (Daniel Strening) с инженерами компании ZFA.
Для жителей Санта-Розы история под названием Nissan Public Art Project перешла в открытую фазу в сентябре 2009 года. Тогда были объявлены финалисты конкурса, общественности показали макеты и фотографии их проектов.
Пятого января 2010 года проект Cyclisk провозгласили победителем. 21 августа возведение обелиска из велосипедов, стали и бетона было полностью завершено. Торжественной церемонии открытия «Велобелиска» ещё не было – должна состояться в октябре (фото Mario Parnell).
Рассказывая о смыслах «Сайклиска», Марк Грив зарекомендовал себя как мастер непостижимых объяснений: «Собранные воедино разные части велосипедов выглядят как ряд пересекающихся ритмов – визуальных метафор человеческого опыта – технических и гуманитарных наук – истории и будущего – индивидуального и коллективного».
Когда же Грива, рассуждающего о «мире возможностей, коммуницирующем всё происходящее в жизни», взяли за шиворот и как следует встряхнули, они признался – на это месте у дороги прямо-таки напрашивалось что-нибудь высокое, какой-то визуальный ориентир, выделяющийся на общем фоне. Например, обелиск.
Части двухколёсного транспорта в качестве глины скульптор по фамилии Печаль использует давно. Вверху: арка из велосипедов (Bike Arch) образца 2007 года, сделанная для фестиваля
Фотографии в закрытом помещении – инсталляции Chrome того же периода. Внизу: сдвоенная арка (Double Arch) в калифорнийском городе Глендейл, 2009 год (фото Mark D. Grieve, Ilana Spector).
Соавтор Илана Спектор добавила, что сбор старых ненужных велосипедов был отличной идеей, а получившаяся из них скульптура будет способствовать укреплению статуса Санта-Розы как дружественного велосипедистам городка. Ой ли!