Мелкосерийный выпуск диковинного транспортного средства должен начаться в конце 2011 года, – уверяет производитель (иллюстрация Terrafugia).
Этот двухместный аппарат больше напоминает не автомобиль, а лёгкий самолёт. Но он способен легально ездить по дорогам общего пользования. Его крылья автоматически складываются, а тяга мотора перераспределяется на ведущие колёса. По мере продвижения от концепта к серии эта чудо-машина прошла эволюцию. Кстати, «эволюция» один из возможных переводов имени новинки.
Число заказов на Transition уже достигло 70. Желающим пополнить список предлагается внести аванс в $10 тысяч. Между тем минувшим летом на шоу экспериментальной авиатехники AirVenture 2010 в Ошкоше (Oshkosh), штат Висконсин, Terrafugia обнародовала дизайн и особенности второго поколения своего летающего автомобиля.
Пока первый прототип Transition (вверху) радовал публику на авиашоу, американские инженеры расписывали достоинства «перерисованной» модели, которая и будет производиться серийно. Внизу показан её макет (фотографии с сайта gizmag.com).
Новый аппарат взял от прежнего имя Transition, а к названию того Transition, что уже летает, теперь пришпилена добавка Proof of Concept (доказательство концепции).
Особенности нового Transition: крыло с оптимизированным профилем и механизмом складывания, работающим более плавно, задний привод на земле при помощи бесступенчатой трансмиссии (воздушный винт во время поездки фиксируется), независимая подвеска колёс, контактный экран на панели приборов с интуитивно понятным интерфейсом.
Новый Transition похож на старый, вместе с тем в исправленной «мордочке» больше читается автомобиль (иллюстрации Terrafugia).
Основные характеристики машины таковы. Вес аппарата составляет 440 килограммов, а нагрузка — 210 кг. Размеры на земле: длина 6 метров, ширина 2,3 м, высота 2 м. При превращении в самолёт меняется только ширина — размах крыльев равен 8 метрам. Мощность двигателя — 100 лошадиных сил.
Максимальная скорость полёта Transition достигает 185 километров в час, крейсерская — 172 км/ч. Дальность полёта — 787 км, длина разбега — 518 метров. Расход топлива в воздухе — 18,9 литра в час, на шоссе — 6,7 литра на 100 км (при скорости 105 км/ч). Объём бака — 87 литров.
По сравнению с начальной спецификацией Transition в новой версии сократилась «максималка» в воздухе, зато выросли запас горючего и дальность полёта. Также немного большими оказались ширина машины со сложенными крыльями и её длина. Но это летающее авто по-прежнему должно умещаться в гараж типичного американского дома (иллюстрации Terrafugia).
Любопытно, что в 2006 году, пока Transition существовал только на бумаге, его авторы называли цену в $148 тысяч. В 2007-м, объявив о начале приёма заказов, ценник оставили прежним, а также заявили, что к покупателям машина попадёт в 2009-м.
Это был чересчур оптимистичный прогноз. В 2009-м, когда летающий автомобиль был построен и впервые испытан в небе, заявленная на него цена уже поднялась до $194 тысяч, а срок поставок был перенесён на 2011 год.
Американская компания называет Transition «пригодным для дорог летательным аппаратом» (Roadable Aircraft). Помимо прочего это означает автомобильную светотехнику и вполне умеренный расход топлива на шоссе (иллюстрации Terrafugia).
Теперь же Terrafugia предполагает, что цена на её удивительное летающее авто составит от $200 тысяч до $250 тысяч. Точное значение будет определено позднее. Для сравнения, лёгкий двухместный винтовой самолёт в США можно купить примерно за $110 тысяч (во столько оценены наиболее демократичные модели), но по автомобильным дорогам ездить на нём, разумеется, нельзя.
Двойное применение или бесшовный переход от приземления на полосу маленького аэродрома до короткого вояжа к самым дверям дома — главный магнит Transition. Само слово это, кстати, означает «переход», «связующее звено».
Transition первого поколения доказал, что умеет летать. Теперь его наследнику надо показать, что он способен сыграть роль автомобиля, если не универсального (два места и минимум багажа – всё-таки маловато), то второго в семьё (фотографии Terrafugia).
Но для рыночного успеха ещё было важно, чтобы это изобретение официально классифицировалось как лёгкий спортивный самолёт. Ведь лицензию пилота на машины такого типа получить легче.
Увы, как инженеры не старались сократить массу конструкции, максимальный взлётный вес шедевра всё равно вышел равным 650 килограммам. А это на 50 кг больше, чем планка, установленная для упомянутого класса летательных аппаратов.
И вот тут федеральное управление авиации США (FAA) пошло навстречу компании. Для Transition было сделано исключение: в минувшем июне FAA позволило набрать трансформируемому самолёту «лишние 50 кг».
Как пишет компания-разработчик, эти полцентнера идут как раз на те вещи, что отличают летающее авто от обычных самолётов. А это элементы, необходимые, чтобы уложиться в автомобильные нормы безопасности: надувные подушки, прочная клетка салона и энергопоглощающие зоны деформации кузова.
К 2013 году компания намерена увеличить штат своего производственного подразделения, с тем чтобы отреагировать на предполагаемый рост спроса. Не окажется ли прогноз Terrafugia и на этот раз излишне оптимистичным – зависит от реакции первых покупателей (иллюстрации Terrafugia).
Теперь Terrafugia смело строит планы на будущее. В пресс-релизе она сообщает: «После восторженных откликов на презентацию дизайна следующего поколения Transition в Ошкоше, мы строим два прототипа. Один пройдёт интенсивные дорожные тесты, а второй будет использоваться для завершения лётных сертификационных испытаний».
Трудно сказать, станет ли яркая концепция автомобиля-самолёта гарантией от провала всей бизнес-идеи. Но вот владельцам Transition обещана повышенная безопасность. Комплектация новинки предусматривает аварийный парашют, выдерживающий всю машину целиком.
ConvairCar Model 118
Role Flying car
National origin United States of America
Manufacturer Convair
Designed by Ted Hall
А на сегодня вот у этих парней нормально получается.
Был еще один чудак, но что-то я его сейчас не нашел.
First flight November 1, 1947 (Model 116: 1946)
Number built 2
Unit cost $1,500