
Летающий диск интересен всенаправленным перемещением без разворотов, низким сопротивлением воздуху в горизонтальном полёте и безопасностью: повреждённая машина при снижении работает как гигантский парашют (иллюстрация SkyLifter).
Под стать неимоверной тяжести поднимаемых грузов этот дирижабль имеет воистину титанические размеры. Диаметр аэростата – 150 метров. Толщина диска в центре – около 40 м. Обитаемая капсула в поперечнике достигает 15 метров, а общая высота аппарата составляет 120 м. Авторы проекта говорят, у них несколько лет ушло на то, чтобы прийти к окончательной схеме, которую мы уже привыкли называть летающей тарелкой.
Оболочку своего дирижабля австралийская компания SkyLifter нарисовала в виде огромной линзы. Капсула, в которой находятся все основные системы, топливо и экипаж, подвешена снизу, причём на приличном расстоянии.
Такое сочетание даже незагруженной машине обеспечивает очень выгодное расположение центра тяжести — намного ниже баллона. Это гарантия хорошей устойчивости всей конструкции, которой не нужны никакие стабилизаторы. Ну а груз закреплён на тросах под обитаемой капсулой.

Хотя базовый вариант «Скайлифтера» рассчитан на полёты в нижних слоях атмосферы, дирижабль можно будет модифицировать для подъёмов в стратосферу, – утверждают разработчики (иллюстрация SkyLifter).
Продолжительность рейса этой тарелки без дозаправки должна составить не меньше суток, а возможно, и несколько дней. Запас хода – 2000 километров, круизная скорость — 45 узлов (83 км/ч). Грузоподъёмность же названа просто невероятная – 150 тонн!

С аэростатом кабину соединит гибкий сервисный ствол. Он не несёт механической нагрузки, но по нему члены экипажа смогут подниматься наверх для обслуживания и ремонта различных элементов аппарата.
Здесь же пройдут электрические кабели. Ведь верх диска покроют солнечные батареи. Они предоставят часть энергии, необходимой для «Небоподъёмника», а вторая часть поступит от дизель-генераторов (иллюстрация SkyLifter).
Как видим, австралийцы своим «Небоподъёмником» на бумаге превзошли даже канадско-американский проект мегадирижабля – там рассчитывают «всего лишь» на 40 тонн груза.
Ещё для сравнения стоит вспомнить легендарный немецкий Hindenburg, «сигару» размером 245 х 41,2 метра. Исполин обладал средним взлётным весом в 215 тонн, причём имевшийся на борту водород обеспечивал эту подъёмную силу с хорошим запасом.
Но из тех двух сотен тонн львиная доля приходилась на саму конструкцию (жёсткий каркас, мощные двигатели) плюс топливо. Полезная грузоподъёмность была куда скромнее: 10 тонн, сотня с небольшим пассажиров и членов экипажа да их ручная кладь. Выходило тонн эдак 25…

Непосредственно кабина управления – это небольшая круглая комната, выступающая снизу здоровой «бочки» жилого модуля. Её иллюминаторы обеспечивают экипажу круговой обзор и взгляд вниз, особенно ценный при установке груза точно в намеченной точке. Кроме того, дирижабль будет дополнен набором внешних видеокамер слежения с прожекторами для работы ночью.
Внизу: некоторые грузы могут быть специально спроектированы под перевозку «Скайлифтером», например – готовые здания (иллюстрации SkyLifter).
Дисковая форма «Скайлифтера», по замыслу авторов машины, избавит дирижабль от необходимости разворачиваться при манёврах и в целом облегчит подъём и спуск груза в любых условиях. А ещё сделает аппарат безразличным к боковому ветру, дующему с любого направления.

SkyLifter сможет переносить промышленные грузы или части зданий, мостов и радиовышек. Австралийская компания мечтает о заранее собранных модулях, которые легко превратить в больницы и одним махом доставить в удалённые деревни. Аналогичные сооружения можно высаживать на местах стихийных бедствий.
И такие же цилиндры, играющие уже роль мотелей, благодаря супердирижаблю будут в одну ночь вырастать на курортах, испытывающих наплыв туристов (иллюстрации SkyLifter).
Набор строп должен гарантировать дирижаблю равномерное распределение нагрузки на оболочку, что упростит её внутренний каркас и снизит вес конструкции. Сама оболочка будет выполнена из некой прочной ламинированной ткани. Капсула экипажа — это алюминий плюс композитные материалы, а несущие её стропы — канаты из синтетического волокна.

Стандартные жилые модули 25 метров диаметром и высотой в четыре этажа австралийцы намерены транспортировать без людей внутри. Персонал таких гостиниц, кемпингов, центров дайвинга или клиник прибудет на место работы другим транспортом (иллюстрации SkyLifter).
Для создания тяги и обеспечения превосходной маневренности авторы супердиска решили применить циклоидальный крыльчатый движитель Войт-Шнейдера.
Его обычно используют в водной среде как вспомогательный, а иногда и главный движитель на некоторых судах. В такой конструкции набор лопастей закреплён на вращающемся диске, причём по мере прохождения круга каждая лопасть циклически меняет угол атаки.
Три системы Шнейдера, приводимые в действие электромоторами, обеспечат новому летательному аппарату мгновенное изменение вектора тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В последнем случае движитель будет помогать машине подниматься и снижаться. Он же пригодится для торможения дирижабля в случае аварийной посадки.

В штатном режиме управлять гигантом будут два пилота, но аппарат проектируется в расчёте на возможность управления всего одним человеком. Судя по всему, обитаемая гондола сможет приютить и нескольких пассажиров, сопровождающих груз (иллюстрации SkyLifter).
Австралийский супердирижабль должен уметь взлетать и садиться в любом месте без наземной инфраструктуры. Будучи пришвартованным без ангара, SkyLifter выдержит ураганные порывы ветра до 148 км/ч, — уверяют разработчики. И вообще – обслуживание без ангара обещано как нормальный режим жизни.
Авторы проекта пишут, что их детище обеспечит не только доставку крупных и тяжёлых грузов от двери до двери без промежуточных перевалок, но и переправит такой товар с необычайно низкими затратами в расчёте на каждый килограмм.

Не исключено, что даже финальная стадия постройки машины пройдёт под открытым небом. Впрочем, если получится – ангар такому колоссу не помешает. Правда, постройка купола сама по себе окажется непростой инженерной задачей (иллюстрация SkyLifter).
Для проверки своих идей и постепенной отработки тонкостей управления дирижаблем-тарелкой австралийцы построили две экспериментальные машины.
Первой ещё год назад на свет появилась SL3 Betty. Как нетрудно догадаться, SL — сокращение от SkyLifter. Ну а тройка – это диаметр в метрах. Масштабная радиоуправляемая модель обладает полезной грузоподъёмностью 500 граммов. В движение Betty приводит классический воздушный винт.

Тарелка Betty наполнена гелием. Какой будет газ в полномасштабном образце, изобретатели пока не уточняют (фотографии SkyLifter, dailymail.co.uk).
Второй пробный дирижабль, родившийся недавно, называется SL18 Vikki. Он не оснащён никакой двигательной системой, потому постоянно прицеплен тросами к земле. Увеличивая его в размерах и добавляя новые узлы, инженеры намерены постепенно натренироваться, прежде чем приступят к постройке финальной модели.

Диаметр SL18 Vikki, как вы уже догадались, равен 18 метрам (фотографии SkyLifter).
В ближайших планах значится создание свободно перемещающегося прототипа ещё большего размера — SL23 Nikki, по-прежнему беспилотного. Как надеется фирма SkyLifter, полёты этой машины помогут компании собрать дополнительные средства на постройку первого полномасштабного образца грузовой тарелки, названного SL150 Lucy.

Этапы развития линейки SkyLifter (иллюстрация SkyLifter).
Не исключено и ещё более серьёзное развитие замысла австралийцев – превращение «Скайлифтера» в пассажирское судно. Тут возможны варианты. Первый – это замена обычной кабины экипажа на более крупную «бочку» Palace — своего рода мегаяхту для миллионеров.
Вторая модификация – пассажирская капсула со спальными местами на 80 человек, она названа Trekker. Во всех случаях такой аппарат несёт на борту собственную энергетическую систему, туалеты, запасы еды и питьевой воды минимум на 10 дней. Также рассматривается версия «Треккера» для коротких дневных рейсов, без кроватей, только с креслами.

Крупные жилые модули будут выступать уже не как груз, а как часть самого дирижабля, это прямые конкуренты
Что до прототипа грузовика SL150 Lucy, то он должен появиться в течение ближайших трёх лет. А пока новаторы будут собирать и тестировать «Люси», меньшая тарелка Nikki выйдет на рынок в роли дистанционно управляемой летающей платформы. Австралийцы очень надеются, что она приведёт новых инвесторов.
Жаль, что всё это великолепие можно разрушить одним выстрелом в тарелку из крупного калибра