7
Умер Gary Moore
Душераздирающий некролог из газеты «Коммерсант»:
Находясь на отдыхе в Испании, не дожив пару месяцев до 59-летия, умер от сердечного приступа гитарист Гэри Мур, один из тех рок-музыкантов, которые в России приобрели статус народных и которых в России любили не за то, за что в остальном мире.
Гэри Мур родился в Белфасте, с восьми лет играл на гитаре, будучи левшой, освоил праворукий строй и окончательно понял, куда двигаться, когда побывал на концертах Джими Хендрикса и Джона Мэйолла. Учителем Гэри Мура в самом прикладном смысле этого слова был Питер Грин из Fleetwood Mac. В 1995 году Гэри Мур даже записал целый альбом, состоявший из композиций Питера Грина и сыгранных на гитаре Питера Грина.
С Филом Лайноттом, будущим лидером Thin Lizzy, Гэри Мур познакомился в 1969 году, когда 16-летним подростком вошел в состав ирландской группы Skid Row. В 1970-е у Гэри Мура и Фила Лайнотта было два непродолжительных периода сотрудничества в рамках великой хард-роковой группы Thin Lizzy. Сумма записей Гэри Мура и Thin Lizzy — один альбом плюс одна песня. Тем не менее зарубежные музыкальные издания сегодня сообщают о смерти Гэри Мура в основном как о смерти гитариста Thin Lizzy.
В России, как это здесь нередко бывает, Гэри Мура полюбили не совсем за то, за что в остальном мире. Одна из любимых здесь мелодий Гэри Мура — «Parisienne Walkways» — появилась при живейшем содействии Фила Лайнотта: во время их работы над альбомом Мура «Back on the Streets» (1979). Это та самая песня с соло из одной ноты, ради одной которой зрители постсоветских пространств частенько и приходили на концерты Гэри Мура во время его нередких в последние годы жизни турне по нашим краям. В сетевых самоучителях для начинающих гитаристов пишут черным по белому: «Эту ноту нужно тянуть примерно 31 секунду», но на концертах она звучала, кажется, целую вечность. «Струну давай!» — корреспондент «Ъ» не раз слышал именно такое выражение любви к гитаристу на его концертах в здешних залах. Трудно найти более адекватное воплощение идиомы «задел струны души».
Еще одна песня, которую у нас опознавали как код прямого доступа к славянскому коллективному бессознательному,— это баллада «Still Got the Blues» из одноименного альбома 1990 года. И в «Parisienne Walkways», и в «Still Got the Blues» звучат не просто блистательные гитарные партии. Это вещи, перекликающиеся непосредственно с ресторанно-цыганским песенным архетипом, в них гитара не «тихо плачет», как завещал великий Харрисон, а плачет истошно, навзрыд, тяжелыми пьяными слезами. К слову, в некрологе, опубликованном на сайте влиятельного британского музыкального издания New Musical Express, песня Гэри Мура «Still Got the Blues» не упоминается в принципе.
Эти два произведения, конечно, заслонили собой и всю 20-дисковую студийную дискографию маэстро, и записи с Traveling Wilburys и Грегом Лейком, и имевший место в 1994 году сенсационный эпизод прихода в великую блюз-роковую группу Cream вместо Эрика Клэптона, и увлекательные эксперименты с модными электронными ритмами на дисках «Dark Days in Paradise» и «A Different Beat». Настроение, найденное в «Parisienne Walkways» и «Still Got the Blues», на самом деле, наверное, и есть самое главное, главное, что дал рок-музыке ирландец с простым крестьянским лицом. Все остальное, за что его любят в мире, он виртуозно стащил у старших коллег — Джими Хендрикса, Питера Грина, Карлоса Сантаны, Эрика Клэптона. Может быть, именно поэтому его — по сравнению с прочими блюзовыми классиками — не слишком жаловали в США. Тамошнее ухо как-то сразу просекало все первоисточники. Но Европа была у его ног.
В последний раз автор этих строк слушал Гэри Мура в прошлом году на фестивале в швейцарском Монтре и попал как раз на ту часть выступления Гэри Мура, где он играл не на электрической гитаре, а на акустике. На сцене стоял упертый трудоголик, вытаскивавший лирику из простого инструмента, с которого когда-то начинал, с той же серьезностью, с которой обычно выскребал визгливые ноты из электрического Gibson Les Paul. Уважение к тяжелой работе взрослого мужчины на концертах Гэри Мура всегда сопровождало главную эмоцию — отклик на крик души.
_______________________
Риальне жалко.
Душераздирающий некролог из газеты «Коммерсант»:
Находясь на отдыхе в Испании, не дожив пару месяцев до 59-летия, умер от сердечного приступа гитарист Гэри Мур, один из тех рок-музыкантов, которые в России приобрели статус народных и которых в России любили не за то, за что в остальном мире.
Гэри Мур родился в Белфасте, с восьми лет играл на гитаре, будучи левшой, освоил праворукий строй и окончательно понял, куда двигаться, когда побывал на концертах Джими Хендрикса и Джона Мэйолла. Учителем Гэри Мура в самом прикладном смысле этого слова был Питер Грин из Fleetwood Mac. В 1995 году Гэри Мур даже записал целый альбом, состоявший из композиций Питера Грина и сыгранных на гитаре Питера Грина.
С Филом Лайноттом, будущим лидером Thin Lizzy, Гэри Мур познакомился в 1969 году, когда 16-летним подростком вошел в состав ирландской группы Skid Row. В 1970-е у Гэри Мура и Фила Лайнотта было два непродолжительных периода сотрудничества в рамках великой хард-роковой группы Thin Lizzy. Сумма записей Гэри Мура и Thin Lizzy — один альбом плюс одна песня. Тем не менее зарубежные музыкальные издания сегодня сообщают о смерти Гэри Мура в основном как о смерти гитариста Thin Lizzy.
В России, как это здесь нередко бывает, Гэри Мура полюбили не совсем за то, за что в остальном мире. Одна из любимых здесь мелодий Гэри Мура — «Parisienne Walkways» — появилась при живейшем содействии Фила Лайнотта: во время их работы над альбомом Мура «Back on the Streets» (1979). Это та самая песня с соло из одной ноты, ради одной которой зрители постсоветских пространств частенько и приходили на концерты Гэри Мура во время его нередких в последние годы жизни турне по нашим краям. В сетевых самоучителях для начинающих гитаристов пишут черным по белому: «Эту ноту нужно тянуть примерно 31 секунду», но на концертах она звучала, кажется, целую вечность. «Струну давай!» — корреспондент «Ъ» не раз слышал именно такое выражение любви к гитаристу на его концертах в здешних залах. Трудно найти более адекватное воплощение идиомы «задел струны души».
Еще одна песня, которую у нас опознавали как код прямого доступа к славянскому коллективному бессознательному,— это баллада «Still Got the Blues» из одноименного альбома 1990 года. И в «Parisienne Walkways», и в «Still Got the Blues» звучат не просто блистательные гитарные партии. Это вещи, перекликающиеся непосредственно с ресторанно-цыганским песенным архетипом, в них гитара не «тихо плачет», как завещал великий Харрисон, а плачет истошно, навзрыд, тяжелыми пьяными слезами. К слову, в некрологе, опубликованном на сайте влиятельного британского музыкального издания New Musical Express, песня Гэри Мура «Still Got the Blues» не упоминается в принципе.
Эти два произведения, конечно, заслонили собой и всю 20-дисковую студийную дискографию маэстро, и записи с Traveling Wilburys и Грегом Лейком, и имевший место в 1994 году сенсационный эпизод прихода в великую блюз-роковую группу Cream вместо Эрика Клэптона, и увлекательные эксперименты с модными электронными ритмами на дисках «Dark Days in Paradise» и «A Different Beat». Настроение, найденное в «Parisienne Walkways» и «Still Got the Blues», на самом деле, наверное, и есть самое главное, главное, что дал рок-музыке ирландец с простым крестьянским лицом. Все остальное, за что его любят в мире, он виртуозно стащил у старших коллег — Джими Хендрикса, Питера Грина, Карлоса Сантаны, Эрика Клэптона. Может быть, именно поэтому его — по сравнению с прочими блюзовыми классиками — не слишком жаловали в США. Тамошнее ухо как-то сразу просекало все первоисточники. Но Европа была у его ног.
В последний раз автор этих строк слушал Гэри Мура в прошлом году на фестивале в швейцарском Монтре и попал как раз на ту часть выступления Гэри Мура, где он играл не на электрической гитаре, а на акустике. На сцене стоял упертый трудоголик, вытаскивавший лирику из простого инструмента, с которого когда-то начинал, с той же серьезностью, с которой обычно выскребал визгливые ноты из электрического Gibson Les Paul. Уважение к тяжелой работе взрослого мужчины на концертах Гэри Мура всегда сопровождало главную эмоцию — отклик на крик души.
_______________________
Риальне жалко.