Человеческий мозг играет с нами везде, где только может. Мы часто даже не подозреваем, что мозг играет с нами, например, когда не слышим или не чувствуем запахи, которые есть на самом деле и наоборот — «чувствуем» то, чего нет.
В этом посте — несколько «игрушек» для мозга — на движение, слух и зрение.
Можно поиграть самим или с детьми
1. Разнонаправленное движение
Приподнимите носок правой ступни на несколько сантиметров над полом и начните делать ею круговые движения по часовой стрелке. Теперь указательным пальцем правой руки начертите в воздухе цифру шесть. Ваша ступня сразу начнёт двигаться против часовой стрелки. Попробуйте это изменить и сохранить движение по часовой стрелке. Не получилось?
Теперь попробуйте сделать то же самое левой ногой и левым указательным пальцем. Результат тот же?
Под катом продолжение и другие игрища с объяснениями.

В качестве прикола — попробуйте теперь сделать то же самое, но правой ногой и указательным пальцем левой руки.

Левое (в первом случае, и правое — во втором) полушарие мозга, которое контролирует противоположную сторону тела, отвечает за восприятие ритма и времени. Одно полушарие вашего мозга не может управлять сразу двумя противоположными движениями и поэтому оно совмещает их в одно действие. Когда руки — ноги разноименные — работают разные полушария.

2. Чувствительность слуха
Постарайтесь услышать звук по ссылке. лучше в наушниках- чтобы не отключаться на посторонние звуки. Так ничего/ почти ничего не слышите (даже на полной громкости)?
А теперь дайте послушать звук своему младшему брату/ сестре/ ребенку.

Это синусоидная волна в 18000 Гц называется «до 20-ти»: чем старше человек, тем больше вероятность, что он не воспримет его, так как с возрастом люди теряют способность слышать высокие звуки Для сравнения – собака издаёт звуки на частоте от 16000 до 22000 Гц, и также хорошо слышит эти звуки.
Некоторые подростки используют этот звук для звонков на своих мобильных телефонах: только они (и, конечно, другие представители их возрастной группы) могут услышать такой звонок. Он также иногда используется в Англии, когда власти разгоняют подростков этим же звуком на раздражающе большой громкости.

В Вене я была в музее музыки, где есть автоматы издающие звук все возрастающей частоты. Как только звук в наушниках появляется — исчезает — жмешь на кнопку — такой вот простенький аттракцион позволяет определить свой собственный диапазон слышимости. Мой например чуть-чуть лучше среднечеловеческого

3. Слепая зона
Полностью закройте правый глаз (лучше еще и рукой).
Теперь смотрите на цифры на картинке медленно переводя взгляд с 1 до 10 справа налево.



В определенный момент (где то между 4 и 7) грустный смайлик на картинке исчезает, а потом снова смайл появляется.

Это — слепая зона на сетчатке, где изображение не фиксируется вообще. Это объясняет то, что когда мы плохо видим одним глазом, нередко целые объекты выпадают из поля зрения.

Ниже другие картинки на определения слепой зоны левого глаза.

Правила игры те же. В слепой зоне вы не увидите разрыва между линиями:


Зафиксируйте взгляд (левый глаз) на крестике. В определенный момент движущаяся красная точка исчезнет.


Смотрите на крестик. Очень медленно приближайтесь к монитору. Когда пустой круг в квадрате попадет в слепую зону линии станут неразрывными.



Кстати, зрение осьминога в этом плане совершеннее зрения млекопитающих. У него слепой зоны нет.

4. 3d/2d
Многим известна картинка крутящейся балерины. одним людям кажется, что она поворачивается по часовой стрелке, другим — против.


Интереснее другое. Определив ваше восприятие направления движения, постарайтесь его изменить на противоположное, т.е. чтобы балерина начала крутиться в другую сторону.
Для многих это очень сложно, но возможно.

Если у вас долго не получается: зафиксируйтесь не на самой балерине, а на другой части картинки, например на тени отведенной ноги(еще помогает проскроллить вверх и убрать из зоны видимости часть картинки, оставив например только ноги) — и балерина закружится наоборот. Поморгайте — и движение опять сменится в привычное для вас направление.

Балерина — это самая простая иллюзия вращающегося контура. На самом деле изображение не «кружится» ни в каком направлении. Это двухмерная картинка, которая просто перемещается вперёд и назад. Но наш мозг, настроенный на трехмерное восприятие мира, обрабатывая данные делает 2d картинку в 3d. Если явных признаков направления движения нет, мозг сам выбирает направление и потом поменять его уже не так и просто, т.к. формирование образа — иллюзии завершено.

5. Остаточное изображение

Сфокусируйтесь в центре картинки (где 4 точки/ крестик). Смотрите на картинку минимум 30 сек, а лучше подольше. Старайтесь не моргать и главное — не отводить глаза. Если отвели — начинайте заново. Теперь переведите взгляд на белую поверхность — стену, потолок или белую часть монитора. Несколько раз моргните и разглядывайте плавающие в воздухе лица







Эффект остаточного изображения объясняется усталостью зрительных рецепторов из-за временного осветления чувствительного к свету пигмента. В результате – информация, которая должна передаваться при помощи зрительных рецепторов, получается несбалансированной и поэтому возникает остаточное изображение. Как только зрительные рецепторы становятся менее «уставшими», а на это обычно уходит от десяти до тридцати секунд, баланс восстанавливается и остаточное изображение исчезает. В эти 10-30 секунд глаза действительно работают хуже: сразу после разглядывания картинки, например, довольно сложно читать текст привычного для вас кегля.

Еще очень интересен эффект остаточного изображения в цвете.

Сфокусируйтесь на глазе правового попугая на 30 сек, затем переведите взгляд на клетку. Отдохните несколько секунд и теперь то же самое с левым. И посмотрите как меняются цвета птичек в клетке.


Теперь таким же образом запустите рыбку в аквариум


поменяйте цвета флага (30 секунд смотреть на флаг, потом на белую поверхность)


6. «Рентгеновское зрение»
Хотите вызвать фурор у своего ребенка и занять его на полчаса?

Поиграйте с ним в рентгеновское зрение: сверните лист а4 в трубочу небольшого диаметра — 1-2 см, отведите большой палец левой руки от остальных четырех и поместите трубочку в уголок между большим пальцем и остальными. Теперь смотрите в трубочку правым глазом, не закрывая при этом левый.




Научив киндера «дырявить» взглядом руки отправляйте его смотреть сквозь другие вещи — например сквозь книжки на столе, ковры на полу ну и все остальное. А сами займитесь чем-нибудь посерьезнее, типа того чтобы заставить уже балерину из 4 фокуса вертеться как вам хочется