Может ли вспышка молнии запечатлеть «образ» окружающей природы на телах или предметах? Вопрос этот совершенно серьезно дебатировался среди ученых в XIX в., и сам предмет дебатов получил официальное наименование: керанография.
Кэйд и Дэйвис в своей книге «Укрощение грозы» (1969 г.) утверждают, что некоторые из жертв ударов молнии несут на теле «особые отметины, которые порождают невероятные рассказы о фотографиях, якобы сделанных с помощью молний».
Яркость молнии впечатляет, даже когда мы видим ее на расстоянии в несколько километров, а на расстоянии в несколько сантиметров ее яркость в сотни тысяч и даже миллионы раз больше. Бывали случаи, когда молнии ослепляли пилотов, и эта слепота длилась иногда минуты и даже часы.
Плотность потока излучения может оказаться достаточной, чтобы вызвать потемнения кожи — своеобразные ожоги, загар — реакцию кожи на тепловое, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения.
Надо также иметь в виду, что последнее может усиливаться в точках торможения заряженных частиц молнии, например при ударе молнии в тело человека.
Если между молнией и телом пораженного молнией находился какой-то предмет, то и его тень, и возникшие при испарении предмета частицы могут создать изображение предмета на теле.
Вот несколько примеров «художеств» молнии.
Арабский писатель IX века Масуди в своей книге «Златые луга и копи камней драгоценных» приводит случай, когда гроза метнула молнию прямо в гущу жестокой битвы. У воина, в которого попала молния, на лбу появился рисунок: вытаращенные от боли глаза его противника, которого он в тот момент протыкал мечом.
17 июня 1896 г. двое рабочих нашли убежище от грозы в сарае. Дело происходило на юге Франции.
Неожиданно один из ударов молнии почти «попал» в их убежище: оба они упали на землю.
В письме в газету «Пети Марсель», опубликованном на следующий после этого происшествия день, говорилось:
«Удар молнии «распорол» ботинки одного из мужчин и разорвал его брюки.
Но самое примечательное другое: на руке этого человека, как будто молния была искусным фотографом, великолепно воспроизведен «снимок» сосны, тополя и ремешка его часов».
Мальчуган, полезший на дерево, чтобы стащить яйца из птичьего гнезда, был за это наказан следующим образом.
В дерево ударила молния, а на груди упавшего на землю мальчишки отчетливо запечатлелось изображение дерева, на которое он лазил, и птица, сидящая рядом с гнездом на одной из его веток, причем все видно с предельной ясностью.
Рассказ об этом можно найти в журнале «Чамберс джорнал» от 6 июля 1892 г.
В книге Э. Штейнмеца «Солнце и дожди» (1867 г.) есть упоминание о «превосходном оттиске коровы» на теле женщины, которая вела животное домой в тот момент, когда его поразило молнией.
Вблизи женщины, которая в грозу вела корову, несколько раз ударила молния. Придя в дом, хозяйка обнаружила на боку коровы свой собственный, переданный с предельной четкостью портрет. А вечером, когда стала раздеваться, — муж женщины увидел у нее на спине изображение коровы! Оно было уже расплывчатым, но все же еще довольно ясным.
19 июля 1892 г. под одним из деревьев в Хайленд-Парке, штат Пенсильвания были убиты два негра, искавшие убежища от дождя:
«Когда с тела Касселя сняли одежду, глазам агента похоронного бюро предстало поразительное зрелище: на груди умершего была запечатлена абсолютно достоверная фотография уголка природы, где покойника настигла молния.
Там был и пожухлый коричневый дубовый лист, и притаившийся в траве папоротник, отличавшийся от настоящего только тем, что был тоже коричневым.
Листья дерева и папоротник были изображены столь отчетливо, что глазу открывались мельчайшие прожилки».
Примерно через четыре часа «фотография» начала расплываться и превратилась в пурпурное пятно.
В книге Исаака Казобона «Адверсария» упоминаются появления крестов на телах прихожан собора в Вэллсе во время летней грозы 1596 г.
Молния попала в церковь, и, хотя никто не был ею поражен, люди повалились на пол.
«Самое замечательное заключалось в том, что, как заметили впоследствии многие, на телах молящихся появились отпечатки креста как выражение божественной благодати».
Его преподобие Г. С. Тайэк также описывает этот случай в своей книге «Фольклор и легенды английской церкви» (1899 г.). Цитируя Казобона, он говорит:
«Тогда епископ (из Вэллса) обнаружил отпечаток креста у себя на теле; что касается других, то «знаки» были у них на плечах, груди, спине и прочих частях тела».5
18 июля 1689 г. удар молнии пришелся на высокий алтарь в церкви Сен-Совэр в Линьи, Франция.
Отец Лами, священник из близлежащего городка, прибыл туда сразу же, как только до него дошла весть о случившемся. Он опубликовал свое заключение в 1696 г. в виде небольшой брошюры.
Во время грозы в алтарной части церкви случилась целая серия странных происшествий.
Так, занавеси, окружавшие алтарь, оказались сорванными со своих колец, но сами кольца при этом не пострадали и остались висеть на карнизе. Не порвались и занавеси.
Ткани в алтарной части церкви были местами прожжены; на центральном полотнище — огромная крестообразная дыра.
Если верить свидетельствам 50 находившихся к тот момент в церкви прихожан, статуя Христа поднялась в воздух и некоторое время «плавала» там, в то время как пьедестал, на котором она стояла, был раздроблен молнией.
Но больше всего изумило и повергло верующих в ужас появление странных письмен на ткани центральной части алтаря.
Письмена были расшифрованы после того, как в церкви водворилось относительное спокойствие: оказалось, что это слова печатного текста, лежавшего лицевой стороной на ткани, только перевернутые и увеличенные.
Однако такое истолкование лишь прибавило страху, так как в новом тексте недоставало «святых мест» — отдельных слов или фраз…
И тут отец Лами оказался на высоте, немедленно обратив внимание на то, что пропущенные части текста в оригинале были напечатаны красной краской, тогда как молния отпечатала на ткани лишь ту основную часть текста, которая была напечатана черной краской.5
В 1812 г. в Комб-Хэй (Сомерсет) шестерых овец убило молнией на поле возле леса, где росли дуб и орешник.
Когда с них сняли шкуру, «на их телах, точнее, на изнанке шкуры были обнаружены факсимиле части окружающего ландшафта».
В феврале 1971 г., в Южной Каролине некто Джесиер Баррет из Джеферсона вышел поохотиться и принес домой убитого им кролика.
Когда жена стала готовить его на ужин, то обнаружила — это подтверждает и их друг, присутствовавший при этом, — черный силуэт женского лица на одной из передних лапок, с которой сняли шкурку.
Портрет имел один дюйм в поперечнике: губки бантиком, завитые волосы и длинные ресницы — копия моды 1920-х годов.
Куртис Фуллер, написавший об этом в журнале «Фейт» (октябрь 1971 г.), отметил: через неделю после появления заметки в газете «Шарлотт обсервер» четыре тысячи людей побывали в доме Барретов, чтобы взглянуть на портрет, и полиции пришлось несколько дней регулировать движение на улице…