«Хоббит» в 48fps Галлюцинация, телеспекталь, будущее кино или просто бизнес?
Вместе с мировой премьерой «Хоббита» состоялся дебют технологии киносъемок с повышенной частотой кадров (high frame rate). Фильм, снятый и показанный по этой технологии, настолько реалистичен, что некоторых тошнит, а кинокритики вспоминают поэта Кольриджа.
Представители компании Warner планируют на этой неделе распространить список российских кинотеатров, в которых можно будет увидеть «Хоббита» в HFR-прокеции. Однако, сейчас уже понятно, что кинотеатров будет около 20, и большинство находится в регионах. Задержка с объявлением связана с тем, что не все успели подготовить оборудование к дате релиза, а сертификация залов требует выполнение строгих условий, поставленных Warner для получение копии.

Если фильм в формате 3D сравнивают с окном в реальность, то фильм с повышенной частотой кадров — с тем, как если бы из этого окна вынули стекло. Судя по отзывам, кристальная ясность изображения в «Хоббите» относится в равной степени и к горам на горизонте, и к кудрям Бильбо, и к сверканию мелькающих на экране мечей. Технически эффект достигается удвоением количества кадров во время съемки: с 24 до 48 в секунду. То есть кадров больше, видеоряд плотнее — в итоге размытости, типичной для кинематографической картинки, почти нет. Такая повышенная частота вполне отвечает человеческой способности воспринимать реальность: как пишут исследователи, мозг способен фиксировать в среднем 40 фрагментов реальности за секунду; бывают, правда, исключения — буддийские монахи, люди в момент автомобильной аварии и, по всей видимости, Майкл Бэй.

Что-то похожее все уже давно видят в телевизоре (и в интернете), где за секунду показывают 25–30 кадров — вспомните четкость некоторых футбольных трансляций. Или в тех же кинотеатрах на стереосеансах (на самом деле, в случае с «Хоббитом» плотность видеоряда может быть еще выше, поскольку его показывают одновременно и с высокой частотой, и в 3D, а некоторые 3D-проекторы умеют утраивать и тем самым множить кадры, чтобы максимально сгладить переход между ними). Тем, кто не смотрит телевизор и не ходит в кинотеатры, можно посоветовать специальный сайт, наглядно демонстрирующий разницу между частотой в 24 и 48 (60 и даже 120) кадров в секунду. Еще добавим, что конвертировать обычное видео в высокочастотное теоретически сумеет каждый владелец компьютера с помощью плагинов к видеоредактору After Effects или программы SmoothVideo Project
Другое дело, зачем все это надо. Питер Джексон любит говорить о том, что технологически кинематограф застрял в 1927 году, когда появился звук. Тогда индустрия перешла с 16 на 24 кадра в секунду — оптимальное сочетание, позволившее синхронизировать видеоряд с аудиозаписью, терпимо передать плавность движений на экране, а главное — сэкономить на дорогой 35-миллиметровой пленке (больше кадров — больше денег). В цифровую эпоху экономить на пленке не надо. Правда, о каком-то радикальном снижении расходов речь, кажется, тоже не идет: одна только камера Red Epic стоит 50 тысяч долларов, а для трехмерной съемки «Хоббита» Джексон использовал две таких камеры. Но, в общем, смысл в том, что традиционные 24 кадра в кино — со всеми их побочными художественными эффектами и сформированной за 80 лет эстетикой — ожидает судьба винила и аналоговой фотографии.

Между тем большинству критиков выскочастотный «Хоббит» не понравился, поскольку напоминает галлюцинацию, пластик и телеспектакль — вот большая подборка самых разных толкований в блоге Vulture. С одной стороны, технологию 3D встречали примерно так же. С другой — фильм 3D, в отличие от HFR, не притворяется реальностью, зритель понимает всю условность происходящего. В связи с этим сверхреалистичному кино предсказывают примерно ту же реакцию публики, какую вызывают андроиды, зомби и эффект «Зловещей долины»: отвращение и враждебность по отношению к слишком хорошей имитации. То есть одно дело смотреть футбол и репортаж, совсем иное — впустить в окно настоящих носастых карликов. И привычка не спасет ситуацию: зрители не привыкнут, потому что нуждаются в осознанной иллюзии правдоподобия, и в кино эту иллюзию дает низкая частота смены кадров, то есть сравнительно плохое качество изображения (если что, все это корявые цитаты на тему из блога movieline.com, где, в свою очередь, цитируют Кольриджа и его, простите, «suspension of disbelief»).

Есть, разумеется, и менее удивительные прогнозы. Цена билетов на сеансы с высокой кадровой частотой будет выше, чем на сеансы просто в 3D. В прокат еще раз выйдет «Титаник», на этот раз — сверхчеткий. На порносайтах тоже запустят новую линию продукции. В Москве, по словам представителя «Каро Премьер», «Хоббита» показывают в форматах 3D и 2D, но пока, увы, без HFR. © Афиша.ру