Некоторые впечатления о Сочи и Олимпиаде, не претендующие на достоверность и объективность

Мы прилетели в Сочи (точнее, в Адлер) на следующее утро после открытия Олимпиады. Я вам чуть-чуть впечатлений тут оставлю. Извините за много букв без картинок — тут беда с интернетом, смотрите картинки в форсквере и инстаграме (и по приезду). А пока — несколько мини-описаний, что мы тут увидели

Инфраструктура
Заявлялось, что это самые компактные игры в истории. Действительно, все олимпийские объекты расположены в двух «кластерах» — Олимпийский парк в Адлере с несколькими стадионами (там была церемония открытия) и горные комплексы в Красной поляне. Не очень понятно, почему олимпиада называется сочинской — в самом Сочи нет ни одного именно спортивного объекта  но по всему городу есть лайв-сайты (экраны и трибуны для просмотра), билетные центры, магазины.


Транспорт
Между пятью основными точками Олимпиады (Адлер, горный и прибрежный кластер, аэропорт, Сочи) ходят электрички и автобусы. Сначала их хотели сделать бесплатными для тех, кто едет на соревнования, потом для посетителей с «паспортом болельщика», потом, видимо, поняли, что контролировать это невозможно, и сделали просто бесплатными на время всех игр.
Участок Сочи-Адлер идет по берегу моря. Это очень красиво — и вообще красивейшие виды на море и горы здесь на каждом шагу. 
Поезда разные. Часть электропоездов — это электрички, пригнанные из московского «Аэроэкспресса» — на бортах остались соответствующие надписи. Вагоны приличные, подкрашенные, но не первой свежести — кое-где есть скрипящие и хлопающие двери на поворотах и рваный линолеум. Зато в Красную поляну ходит «Ласточка» — фирменный поезд, новенькая, красивая, бесшумная, быстрая. В теории быстрая. Потому что ехать быстро ей не дают
В Красной поляне несколько канатных подъемников — с кабинками и парочка кресельных. Всё новое, сделано очень масштабно.
Сам большой Сочи капитально перестроен. Десятки мостов, развязок, тоннелей, каждый из которых — сам по себе мегапроект. Как это всё вообще умудрились построить, учитывая сроки, рельеф и взаимосвязь всех объектов — у меня не укладывается в голове. Да, что-то достраивали в последний день (и даже достраивают сейчас по ночам), да, что-то пришлось переделывать, но масштаб стройки поражает.
В городе и окрестностях введен режим «олимпийских полос»: выделенные полосы для транспорта, обслуживающего Олимпиаду (автобусы, кортежи, аккредитованные авто). За въезд на полосу — штраф 5к. Парковка вся платная или запрещена. Результат — пробок практически нет. Местные месяц потерпят ограничения и получат офигительную дорожную инфрастуктуру, думаю никто не против
Железнодорожные и автобусные станции объединены в хабы, между которыми очень удобно планировать все поездки. Всё ходит по расписанию, хоть и не супербыстро.

Билеты
Чтоб вы представляли, билеты на соревнования можно было покупать через Интернет, с последующей доставкой курьером или самостоятельным забиранием из московского или сочинского билетного центра, либо можно было купить билеты обычным способом в тех же центрах. Центры открыли с опозданием, поэтому мой самовывоз сорвался и получить свои билеты стало настоящей проблемой. В сочи, адлере, аэропорту, в кластерах открыли дополнительные билетные центры, но это не спасает — очереди просто конские, как из тех, кто приехал без билетов, так и из тех, кто хочет получить уже купленные. На вокзале Сочи, например, очередь вчера была почти четырехчасовая. Сейчас еду из Сочи в аэропорт (а это покатушки почти час в одну сторону) просто чтобы попробовать прорваться в центр с очередью поменьше. Не успею получить билеты — сегодня на свои соревнования уже не попадаю. (примечание: всё успел, писалось вчера).

Связь
Я все понимаю, куча народу и всем нужен интернет, но ёлы-палы!!! Качество связи просто бесит аш трисёт! Половина дороги между объектами без покрытия вообще, в остальной половине постоянно скачет 3g/LTE/edge и в результате пользоваться им реально тяжело. И судя по тому, что Мегафон великодушно открыл свою сеть для абонентов остальных операторов, у этих остальных всё ещё хуже. В электричках вайфая нет. 

Безопасность
Рамки стоят на каждом транспортном узле и на входах в кластеры и ключевые объекты. Каждый раз — металлодетекторы и сканирование вещей. Немного задалбывает то, что отбирают все напитки, даже неоткрытую банку колы (которую, к слову, 100 метров назад раздавали титульные спонсоры олимпиады). При этом в поездах, часть из которых идет час и больше, напитки взять просто негде. Очень много полиции на улицах. В поездах каждые 10 минут ходит туда-сюда патруль. Все объекты под строгой охраной — аэропорт, например, по периметру уставлен людьми с интервалом в 20-25 метров. Много колючей проволоки на всяких подсобных объектах по дороге (не в тех местах, где пассажиропоток). Камеры опять же везде.
Если закрыть глаза на неудобства с постоянным отбиранием жидкостей и на то, что я постоянно забываю вещи в рамках, можно сказать что к безопасности подошли с полной серьезностью. Есть и резервы — кое-где в горах расставлена военная техника, а на специальных парковках забитливо припасены десятки грузовиков и спецтехники полиции и военных. 

Люди
Волонтёры!!! Эти отличные ребята всех возрастов и национальностей пропитывают все игры позитивом. Помогают гостям и организаторам, закрывают собой все нештатные ситуации, здороваются и прощаются, улыбаются и просто красиво выглядят в своих пёстрых олимпиадных курточках.
Заграничных гостей я надеялся увидеть больше. Всё-таки побоялись. Были замечены голландцы с корейцами на коньках, и шведы с норвежцами на лыжах-биатлонах, но их буквально один-два на сотню российских болельщиков. Жалко. Тут вполне комфортно и почти по-европейски. 
Российские гости очень разные. Большинство — с юга России (Ростов, Краснодар), иногда ведут себя соответствующе нагло (ТАГИИИИЛ) Но в основном все прониклись духом крупного события и ведут себя очень достойно.
Местные. Чувствуется неподдельная гордость жителей Сочи за свой город (и оправданная). Олимпийский огонь вышли встречать вообще все — какие там разнарядки и нормативы по расстановке студентов!!! Люди сами подходят и предлагают показать дорогу, и похоже, чувствуют себя немного организаторами Игр  хотя судя по всему, вытерпеть им в процессе подготовки пришлось ой как немало всего.

Косяки
Про связь уже сказал — сети дико перегружены. 
Про билеты тоже — очереди дичайшие, жаль тех, кто решил купить всё на месте. При этом заполняемость трибун в среднем процентов 80, то есть билеты слегка недопродали. Жаль, потому что эти игры заслуживают всех аншлагов.
Еще более раздражающая тема с транспортом. Электричка из сочи в красную поляну, та самая гордая «ласточка», пилит 91 минуту!!! Большую часть пути она едет с неприлично низкой скоростью, хотя и пути, и тем более состав явно рассчитаны на куда более скоростную поездку. При этом в горном кластере, например, до биатлона и лыж нужно еще ехать на подъемнике, а потом пешком. Информацию про полную длительность дороги взять неоткуда, и многие опаздывают на соревнования. 
Не редки давки и перед подъемниками. Их, к чести организаторов, оперативно устраняют, устанавливая коридорчики.
Информации, указателей и табло иногда не хватает. Но практически всегда на помощь приходят местные жители и волонтёры (которых тут просто огромное количество).

Вообще, если привыкнуть и разобраться, понимаешь, что большинство неудобств объективные и неустранимые — пиковые нагрузки ничем не компенсируешь. Организаторам пока твёрдая пятёрка (но без плюса, т.к. при желании можно найти к чему придраться).

Короче ТУТ КРУТО! Болейте за наших