Или вот в моём любимом городе случай был. Весной 1905 года.
Давали в городском театре комедию Островского «Шутники». Не многие из вас видели эту пьесу: Островский, как я понимаю, при советской власти был востребован в качестве обличителя, а сейчас его ставят потому как можно уже не стесняться вообще в реализациях. Настолько актуален. Сядешь в ложу и через три минуты забываешь, что половина актёров неумело пытается окать и осторожно ходит в цилиндрах на головах, а актёры-женщины ещё и юбками трясут, вроде как благородные. Всё как сегодня — фиктивные банкротства, поддельные чеки, мечты о удачном нахождении лоха-миллионера из Сибири! Подопрёшь рукой лицо и заворожено досматриваешь «Бесприданицу», узнавая всех действующих персонажей, настолько всё реалистично — редкую девушку и сегодня довезут бесплатно и без приключений до середины Волги на «Ласточке». Потом расскажу немало случаев на эту тему.
]Дирекции надоело — спектакль свернули. «Раз не желаете благородного развлечения, будет вам концерт попроще...» На сцену вышел духовой оркестр и заиграл польку. На все, что называется, деньги. Не забываем про обещанный гран-канкан!.. И тут уже все зрители стали орать и курочить кресла. Что за бардак! Что за дела! Обещали спектакль! Это жульничество! Не знаю, какую там польку играли, но публика начала ломиться в двери и давиться в переходах, потому как студент Протасов с галёрки заорал, что начался пожар. А он действительно начался.
В это время, как указано во втором томе Самарской летописи, в городском саду ( Струковском) собралось «несколько тысяч гуляющих». Как они там разместились — ума не приложу. Думаю, что романтично время проводили при электрическом освещении. Около десяти вечера несколько сот демонстрантов вошли в сад и потребовали от собравшихся исполнения «Марсельезы». Получив отказ, демонстранты ( учащаяся молодёжь, преимущественно) "… запели «Отречёмся от старого мира», кричали «Долой полицию!», «Долой самодержавие!» и начали стрелять в воздух из револьверов" («Самарская летопись», кн.2.С.70) В саду, понятное дело, тоже паника, давка, топчут женщин и детей, насмерть давят одного чиновника. Для усиления эффекта вырубают свет. Демонстранты двинулись из сада к соборному скверу ( теперь пл.Куйбышева или уже пл.Соборная). По дороге открыли стрельбу по казакам. Казаки открыли стрельбу по демонстрантам. Подтянулась полиция. Затанцевали горячие кони. Демонстранты залегают в сквере и продолжают вести огонь. И тут из объятого пожаром городского театра начали выбегать зрители комедии в чужих дымящихся пальто и дамских шляпах с перьями. Полиция даже прицельный огонь прекратила — зачарованно на театралов глядела. Навыков городского боя пока ни у кого нет. Казаки, демонстранты, театралы, недодавленные гуляющие с женщинами из сада, ночь, тьма, горит театр, револьверная стрельба, кого-то топчут конями у ограды, крики о помощи, звуки рушашихся стропил и над всем этим мечется горячечная полька!
Вот это я называю найт пати. Вот такие люди могли устроить вообще всё. Не то что мои современники, за которых и обидно, и стыдно.
P.S.Самарская губерния принадлежала к числу самых спокойных губерний Российской империи. По ведомству департамента полиции МВД она принадлежала ко второй, низшей категории. Служить в Самаре для русского жандарма считалось «попасть в тихую заводь и тихо дослужиться до пенсии».">

©Джон Шемякин