После такой замечательной Дикой Мяты 2012, мы решили, что фестиваль 2013 года пропускать нельзя. Тем более что в этом году ввиду переезда в нерезиновую нам ехать не 1100 км, а ровно в 10 раз меньше по гладкому Киевскому шоссе в сторону из Москвы. В программе уклон был явно в сторону Ирландии, я кроме их национальных танцевальных мотивов собственно из ирландской музыки ничего конкретного не знала, в общем еще и в целях ликвидации безграмотности стоило фест посетить.
Под катом отчет о том, как я провела прошлые выходные.
Букв много, фоток мало.




В пятницу мы выехать не успели из-за работы, поэтому БГ пропустили. Впрочем, в прошлом году я его слышала на Роке над Волгой, куда кстати он снова отчалил сразу концерта в пятницу на Мяте 2013. Те, кто слышал его выступление в этом году, говорят отыграл отлично, все полтора часа.
Приехав к обеду субботы мы поняли, что у нас очевидно все же что-то с кармой это видимо часть концепции Дикой Мяты — погода, блин, катастрофически поменялась — обязательно хотя бы один день должен идти дождь, причем не капать, а ливнем с ручьями и грязью, так, что у сцен не постоишь и вообще с улицы мира высовываться не хочется.

Ну собственно, через некоторое время мы все же вышли на территорию, и сразу же конкретно офигели немало удивились: ибо за год Этномир нехило развился:

Там, где в прошлом году были только памятник трем первопроходцам, Китайская пагода и каркас какого-то корпуса


выстроили дворец и пруд с фонтаном (ночью этот лев еще и подсвечивается вырвиглазлиловым розово-сиреневым прожектором),


индуистский храм


еще поставили памятник Матери Терезе (там вообще такие вот фигуры разных гуру — Лао Дзы, Серафима Саровского и почему-то Гагарина – по территории разбросаны)


и еще какой-то дворец возвели, где под балкончиками сейчас гнездятся ласточки.

Эх, если бы у нас например инновационные города что-нибудь нужное и полезное так быстро строилось…

На территории фестиваля как и в прошлом году был рыночек всяческой фигни индийско-вьетнамской одежды, рукодельных игрушек, аксессуаров и прочего хэндмейда.


В этом году кстати рядом продавались еще вот такие клевые балийские штуки из парашютной ткани: улыбающийся тип внутри шел в комплекте, пришлось взять обещал мне повесить его в съемной квартире, а воз и ныне там


Еще там рядом есть Дар-базар или чудо-рынок эко продуктов, где крупногабаритные женщины продают пророщенные семена для здорового питания я в прошлом году купила очень вкусные грибы и алтайского меда, а в этом еще и орехов каких-то очень вкусных набрала.
Вообще, в этом году с едой лучше, чем в прошлом: в столовой в основном корпусе все так же безнадежно невкусно и в целом недешево, но есть какие-то кафе и прочие хинкальные на территории. Вообще в этом году к еде подошли с тематично и юмором.

Была вот такая вот картошечка:

(на заднем фоне – новый дворец с ласточкиными гнездами)

Сиритическая картошка при ближайшем рассмотрении можно было узнать спиральную фри, что часто продается на уличных рынках Европы.


Еще были Пироги с оленями (которыми представлялись покупателям два парня-продавца), и куча разных чайных, где можно выпить все от пуэра до улуна. Из других напитков – давали дегустировать квас Очаковский – в этом году появился новый белый квас, и особенно меня впечатливший – белый со смородиной. Про алкоголь не знаю, не смотрела, ибо не интересуюсь, но по-моему пива не продавали в этом году. Хотя пронести свое на фест можно все, что хочешь, никто не смотрит и не шмоняет.

Мне же больше всего нравилось таскать халявные орехи и прочие разложенные на пробу угощения питаться на экобазаре – там кроме хумуса, кускуса и прочей вегетарианской отравы испанец готовил пасту из греческих продуктов (вкусно, но моя лучше, честное слово, даже задумалась а не встать ли мне там со сковородкой на следующем фесте), улыбающийся парниша мешал коктейли из яблок и спирулины, постоянно пробуя месиво одной и той же ложкой из блендера, в общем ад содом и гоморра, весело и вкусно.

Из развлечений на фесте были импровизированный выездной автосалон Voklswagen, какие-то детские площадки от риэлтеров, замечательные антикафе, где выступали группы в стиле Theodor Bastard и проходили интересные лекции про барабаны, кино и актерское мастерство и опять же у них есть печеньки, и даже вот такая вот ретро-фотостудия на природе (аппарат реально работал)

Но конечно едут туда все в основном послушать выступления.

В субботу, потому что кто-то слишком много ест долго собирается, из коллективов, кого я бы хотела послушать мы пробакланили Ива Нова и Тесто.

Зато мы застали внутри пресс-конференцию Тонино Каротоне, на которую зашли исключительно чтобы спрятаться от дождя, из нее я поняла только, что Россия для него ну надо же «это совсем другой мир». Само выступление Каротоне было через пару часов и особо не впечатлило – слишком много перепевок европейской эстрады последней четверти 20 века.

Их тех, кто понравились, хотелось отметить N.O.H.A. (к сожалению нет их фоток) – они отжигали и оттанцовывали так, что приехав домой, сразу захотелось все их альбомы скачать и переслушать. Но почему-то в квартире они не так идут – энергетика не концертная и воздух на природе другой…

Хэлайнером субботы была Sinead O’Connor. Она похожа на слегка растолстевшую Солдата Джейн с цветными татушками и в очках.
Сама я ее не щелкнула, фото не мое:


Безусловно она очень артистична и фотогентична, но лучшие дни этой лысой женщины уже походу позади к большому сожалению не вытягивает многие композиции, даже свою любимую “Nothing compares 2 you”. А еще я поняла, что для Мяты, когда на улице сыро и дождь ее музыка слишком заунывна и хочется чего-то более заводного. В общем это конечно все имхо, но последние две песни ирландской рок-дивы мы слушали уже из столовки.
В этом плане, очень понравился инструментальный британский бэнд Spiro. Ребята играют ирландскую музыку, народные такие напевы, и у них как раз с заводом проблем не было. Домбрист прямо на сцене попивал пивко, гитарист прыгал на одной ноге через сцену, рыжая бестия гнала смычок и в хвост и в гриву, короче порвали два баяна устоять невозможно.


Ближе к ночи выступал Питерский оркестр – Optimisticа orchestra, собранный из музыкантов разных групп, в том числе ДДТ и Tequila Jazz. Обещали, что их музыка якобы «впитала в себя все солнечные дни Питерского лета». Я их очень ждала. Инструментальная часть оркестра дюже хороша, но то ли их лысый брат Sinead O’Connor солист имхо слишком амебообразен инертен для Мяты, то ли дело в самих их мелодиях, но если бы между семью композициями, что они сыграли не было пауз, то можно было подумать, что все это одно произведение. В общем, neTbka прости, имхо скучноваты они, братцы, для Мяты они больше подходят для выступления в мажорных кабаках прослушивания где-нибудь лежа под тентом на песчаной косе или мысе, между катаниями на кайте и серфе.

Поскольку за прошедший год кое-кто превратился в развалюху-пенсионера у нас не было с собой всяких туристических пенок, с меня потребовали ехать в нумера по обоюдному согласию мы решили вернуться ночевать домой, и так как кое-кто еще и засыпает в детское время даже не остались на ночной показ Samsara. Ночью был густой туман, поэтому ехала я назад больше двух часов, хотя дороги были и совершенно пустые.

Бешеной собаке семь верст не крюк. Мне очень хотелось услышать несколько запланированных на воскресенье выступлений, я на следующий день снова вернулась из Москвы на Мяту, в этот раз одна. И вот тут вот погода порадовала: вся грязища под ногами высохла, светило солнце, ромашки, цветочки, люди лежат загорают, в общем как и должно быть на летнем фестивале.

Вообще надо сказать там много довольно колоритных персонажей, но я не люблю снимать исподтишка, поэтому есть только пара фоток вот этой девушки, с телефона


Как раз когда я приехала, оркестр Exilados доигрывал свою последнюю композицию – о чем очень пожалела, т.к. играли они очень знатно.
Побежав на другую сцену, я застала последнюю песню замечательных бой-баб польской группы ZIWIOLAK (они на сцене на заглавном фото).Отменные у них голоса, очень рекомендую.

Но а поехала я в основном из-за следующих групп:
Cеребряная свадьба


Не могу словами описать, что они вытворяли. На концерте была первый раз и одно их выступление стоит того, чтобы два раза мотаться в деревню Перово из Москвы.
Сами себя они называют кабаре-бэнд, но мне кажется они за рамками какого-то одного стиля. Это и буффонада, и театр кукол, и отличные тексты, и веселая музыка, куча реквизита (от шляпок, платьев до гусениц и привидений), отличный оркестр (скрипка, клавиши, труба, тромбон, гитара, контрабас и ударные) и еще потрясающее количество веселых инструментов (какие-то кармошки, бенчалки, бубны, звонкие листы из фольги)



В общем это настоящее шоу. Их солистка — Бенька — удивительно талантлива: очень артистична — она еще режиссирует постановки в кукольном театре и еще кучу проектов ведет, у нее замечательный очень чистый и звонкий голос, живейшая мимика – короче не оторвать глаз.

Ну и сама группа – настоящий ансамбль. У нее отжигают все – и скрипачка-клавишница, и контрабасист… А в тромбониста – Эжена Люмьера я просто влюбилась.


Так что теперь, да простит меня несравненный Вакарчук, я готова сорваться и ехать не только в Киев, но и в Минск  

Весь час, что они играли я стояла с отрытым ртом. Теперь ищу, когда они приедут в Москву, т.к. слушать их в записи совершенно не то.

Тут надо кстати сказать, что я вообще-то совсем не меломан. В результате двух посещения двух музыкальных школ, а скорее потому что родители и сестры – музыканты — Баха от Чайковского я конечно отличу, и даже что уж там давай и посложнее — Гайдна с Моцартом, и Глинку с Мусоргским тоже не перепутаю. Но вот о чем-то современном — ничего не знаю. Потому что мало слушаю. Дело в том, что я к музыке с детства отношусь с пиитетом — как к информации. Ну в смысле, что когда музыка играет и ты ее слушаешь – то это как когда ты с человеком говоришь: неприлично и невозможно для меня совершенно слышать музыку, когда она идет фоном, то есть я ее не слышу если одновременно занимаюсь другим (ни когда работаю, ни когда еду по плохой дороге или чего хуже упражняюсь в палаллельной парковке, ни когда занимаюсь спортом хотя кого я обманываю – спортом я не занимаюсь). Есть конечно исключения – типа глажки, хотя я впрочем и не глажу, но обычно если я что-то делаю, что требует хоть сколько-то мозговой активности и что-то фоном играет – я этот фон не слышу совсем. Вот и не знаю что в музыкальном мире происходит. Побочный эффект еще у такого к музыке отношения, что когда я наслушаюсь чего-то очень хорошего, я как обожрамшись шоколада какое-то время ничего больше не слышу и слушать не могу. Поэтому, в частности я не пошла на другую сцену слушать вторую группу ради которой приехала — Zdob si zdub — , а лежала в траве и балдела, слушая их издалека. В общем фоток нет, смотрите те, что были в прошлом году.

Пока играла Серебряная свадьба на другой сцене пели Theodor Bastard — их я тоже пропустила.

В качестве хэдлайнеров весь день обещали Easy Star All Star из США – закрывающими фестиваль, но так как сразу озвучивалось, что они будут перепевать другие группы в стиле рэгги, меня это не особо впечатлило, и погрустив, что не приехали Dubioza Kollektiv (их задержали на таможне), я уехала назад в Москву.

Какого же было мое негодование, когда в понедельник утром на официальном сайте я прочитала, что Dubioza прорвались таки через кордоны, и выступили последними на фесте, порвав просто оставшуюсь толпой своим боснийским фанком.
Очень хотелось их услышать живьем, но наверное в этом году не судьба

Вот парочка видео с ними:





Итоги, о фестивале в целом:
1. Организация – полный зачот. Все вовремя (задержки до получаса, но это на таких мероприятиях ерунда). Музыка и выбор групп – отлично. Звук – неплохо, можно и лучше, но я не особо притязательна. Экраны есть только у главной сцены, но в целом народу не столько, чтобы нельзя было подойти ближе. Организаторы также позаботились чтобы тем, кто не хочет подряд только выступления слушать было чем заняться днем. Для семейных можно деток пристроить к аниматорам.
2. Очень нравится дух фестиваля, и народ который там. Народу по сравнению с Роком над Волгой немного. Много людей с детками, есть даже совсем грудничками. На концертах не было пьяных. Совсем. Веселые и принявшие на грудь были, но не было блюющих и валяющихся. Чисто. На полу ничего не валяется – никаких бутылок-стаканов, только экологическая грязь — жижа и лужи после дождя. Да, во многом это опять же вопрос организации — там есть какие-то спонсоры, которые обеспечивали чистоту, но мне на глаза даже не попадались уборщики, думаю, что это еще и от народа зависит от — почти никто не мусорил. Человеческие условия — есть биотуалеты (это сейчас почти везде), а есть есть туалеты внутри корпуса, что большой плюс. С каждым годом все лучше с едой. Думаю, в следующем году вообще будут кухни мира.

3. По цене: билет стоит 1500 рублей за вход на три дня, бесплатная парковка. В этом году не было билетов на 1 день, что неудобно конечно для нас, но я понимаю почему так сделали организаторы. Можно поставить палатку на 4х за 1000 рублей в лагере, это наверное обосновано, если приехал компанией и на все три дня. Если едешь на 1-2 дня, то можно поставить палатку и за территорией, как мы сделали в прошлом году – места полно.
Считаю, что билеты не дешевые, особенно если ехать семьей с детьми, но на двоих на три дня цена более чем оправдана. Нашествие стоит дороже. Плюс зимой ходила на Чартову дюжину – конечно это совсем другой концерт, внутри он а не на природе, но билеты были от 2200 кажется, пиво разлито везде, и быдло на КиШах меня в слэме потолкало изрядно, поэтому сомневаюсь стоит ли ехать на главный фест Нашего радио этим летом.

В этом году надо было выбирать — ехать на Рок над Волгой или на Мяту. С учетом дороги до Самары, и платности Мяты – по цене на двоих это было бы почти одинаково. Я за то, чтобы были бесплатные фесты, и очень рада что именно в Самарской области проводятся такие супреские вещи, как РнВ. Но выбор пал в пользу Мяты. И дело не в снобизме, хотя я вижу что определенный денежный ценз в данном случае меняет аудиторию в лучшую сторону. Просто я считаю, что когда ты едешь на бесплатное мероприятие, ты не вправе ничего требовать, и лучше дабы не разочаровываться не иметь каких-то высоких ожиданий. А на Мяте я вижу на что идут деньги. И мне нравится, что я за них получаю. Жду теперь следующего года. И надеюсь, что Рок над Волгой и Мята будут в разные выходные.